Общий список

                                                                   

Карпенко И.К.

 

Так сколько же лет правил Аменхотеп IV (Эхнатон (Эх-не-йот)1).

 

Из гробницы Тутанхамона известны сосуды с годами бога Атона (Йота2). Последний из них датируется 21 годом Атона. Сосуд, следующий за ним хронологически датируется 1-м годом Амона3. На сосудах надпись «1-й год владения Атона», …, «21-й год владения Атона», «1-й год владения Амона». Владение Атона можно увязать либо с началом постройки Ахетатона (Ах-йота4)5, либо с изменением имени (т.е. с официальным разрывом со старой религией) Аменхотепа IV на Эхнатона (Эх-не-йота). Согласно Ю.Я. Перепелкину сохранилось множество сосудов с пометками правления Аменхотепа IV (Эхнатона) от 6-го до 17-го года6. Но формула на сосудах «Год воцарения» нам не говорит о каком воцарении идет речь: то ли о воцарении Аменхотепа IV (Эхнатона), то ли о воцарении Атона. Отчет воцарения Атона начинается с 6-го года правления Аменхотепа IV, года, когда Аменхотеп IV сменил свое имя на Эхнатон (Эх-не-йот)7. Таким образом ниже приходится рассматривать оба варианта датировки.

1. Надпись на сосудах «год владения Атона» появляется с момента основания Ахетатона (то ли в 4-й, то ли в 6-й год правления Аменхотепа IV (Эхнатона).

2. Надпись на сосудах «год владения Атона» появляется на сосудах с момента смены имени Аменхотепа на имя Эхнатон (Эх-не-йот) в 6-й год правления Аменхотепа IV (Эхнатона).

Рассмотрим до какой даты могли писать на сосудах «год владения Атона».

Никак не позже 4-го года своего правления Тут-анх-йот стал Тут-анх-амуном, так как уже в 4-й год его правления на сосудах имеется надпись Тут-анх-амун8. То есть, последней датой, когда на сосудах могли писать «год владения Атона» был 3-й (или начало 4-го) год правления Тут-анх-амуна.

Покажем, что датировка сосудов «год владения Атона» никак не связана с годами существования храма, в котором они были найдены.

Солнечный храм «Дом Йота» («Дом Атона») продолжал существовать, как минимум, по 9-й год правления Тут-анх-амуна включительно9.

Предположим, что сосуды были взяты из данного храма, и что дата «1-го года владения Атона» на них – это дата основания храма «Дом Йота (Атона)». В данном случае, имеем:

21-й год Атона = 9-й год Тут-анх-амуна.

Следовательно,

1-й год Тут-анх-амуна = 13-й год Атона,

1-й год Семен-ке-Рэ =10-й год Атона.

Тогда

1-й год Атона приходится самое раннее на 9-й год правления Аменхотепа IV.

Таким образом, основание храма «Дом Йота (Атона)» приходится на 9-й год правления Аменхотепа IV, а этого не может быть, так как храм «Дом Йота (Атона)» в реформе занимал важнейшее место и должен был быть открыт одним из первых, то есть, в период с 4-го по 6-й год правления Аменхотепа IV. Следовательно, данный вариант не пригоден.

То есть, мы получили, что датировка сосудов храма «год владения Атоном» укладывается во временные рамки, которые начинаются с 4-го или 6-го года правления Аменхотепа IV (Эхнатона) м заканчиваются 3-м или началом 4-го года правления Тут-анх-амуна.

Ю.Я. Перепелкин убедительно доказал, что Семнех-ке-Рэ не был соправителем Аменхотепа IV, и правил, как минимум, 3 года10. И хотя Сменхкара (Семнех-ке-Рэ) восстановил старых богов и отказался в отношении их от нетерпимости, он все-таки продолжил традиции солнцепоклонничества и сохранил формы написания титула и эру Атона11.

Таким образом, на основании выше изложенного мы можем определить максимальное и минимальное количество лет правления Аменхотепа IV (Эхнатона).

Построим для этого таблицу.

Условия построения таблицы следующие.

1. Семнех-ке-Рэ правил 3 года.

2. Последний год правления царя равен первому году правления его преемника.

3. В таблице рассматриваются варианты:

1-й год владения Атона = 4-й год правления Аменхотепа IV (Эхнатона);

и

1-й год владения Атона = 6-й год правления Аменхотепа IV (Эхнатона).

4. Считаем, что самый ранний возможный год смерти Аменхотепа IV (Эхнатона) - это 18-й год его правления.

На таких условиях имеем нижеприведенную таблицу.

 

Годы

Атона

(Йота)

I

II

III

IV

V

VI

1-й

4-й Амен-

хотепа IV

(Эхнатона)

4-й Амен-

хотепа IV

(Эхнатона)

4-й Амен-

хотепа IV

(Эхнатона)

6-й Амен-

хотепа IV

(Эхнатона)

6-й Амен-

хотепа IV

(Эхнатона)

6-й Амен-

хотепа IV

(Эхнатона)

2-й

5-й

5

5

7

7

7

3-й

6-й

6

6

8

8

8

4-й

7-й

7

7

9

9

9

5-й

8-й

8

8

10

10

10

6-й

9-й

9

9

11

11

11

7-й

10-й

10

10

12

12

12

8-й

11=й

11

11

13

13

13

9-й

12-й

12

12

14

14

14

10-й

13-й

13

13

15

15

15

11-й

14-й

14

14

16

16

16

12-й

15-й

15

15

17

17

17

13-й

16-й

16

16

18

18

18

14-й

17-й

17

17

19

19

19

15-й

18-й Амен-

хотепа IV

(Эхнатона)

= 1-й Сем-

нех-ке-Рэ

18

18

20-й Амен-

хотепа IV

(Эхнатона)

= 1-й Сем-

нех-ке-Рэ

20

20

16-й

2-й Сем-

нех-ке-Рэ

19-й Амен-

хотепа IV

(Эхнатона)

= 1-й Сем-

нех-ке-Рэ

19

2-й Сем-

нех-ке-Рэ

21-й Амен-

хотепа IV

 (Эхнатона)

= 1-й Сем-

нех-ке-Рэ

21

17-й

3-й Сем-

нех-ке-Рэ =

1-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

2-й Сем-

нех-ке-Рэ

20-й Амен-

хотепа IV

(Эхнатона)

= 1-й Сем-

нех-ке-Рэ =

3-й Сем-

нех-ке-Рэ =

1-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

2-й Сем-

нех-ке-Рэ

22-й Амен-

хотепа IV

(Эхнатона)

= 1-й Сем-

нех-ке-Рэ

18-й

2-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

3-й Сем-

нех-ке-Рэ =

1-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

2-й Сем-

нех-ке-Рэ

2-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

3-й Сем-

нех-ке-Рэ =

1-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

2-й Сем-

нех-ке-Рэ

19-й

3-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

2-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

3-й Сем-

нех-ке-Рэ =

1-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

3-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

2-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

3-й Сем-

нех-ке-Рэ =

1-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

20-й

4-й Тут-

анх-амуна

3-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

2-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

4-й Тут-

анх-амуна

3-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

2-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

21-й

5-й Тут-

анх-амуна

4-й Тут-

анх-амуна

3-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

5-й Тут-

анх-амуна

4-й Тут-

анх-амуна

3-й Тут-

анх-йота

(Тут-анх-

амуна)

 

Таким образом, из таблицы мы видим, что Аменхотеп IV правил никак не меньше 19 лет, но и не больше 22.

Разберем, нельзя уточнить дату смерти Аменхотепа IV (Эхнатона).

Согласно Редфорду найдены памятники на которых, предположительно, прочитаны 18-й и 21-й годы правления Аменхотепа IV (Эхнатона)12.

Есть мнение, что 17-й год на сосудах из Ахетатона (последний найденный в Ахетатоне год) – это год существования Ахетатона (или год эры Атона), а вовсе не год правления Аменхотепа IV (Эхнатона)13. Тогда имеем:

а) если 4-й год Аменхотепа IV (Эхнатона) = 1-й год Ахетатона, тогда

20-й год Аменхотепа IV (Эхнатона) = 17-й год Ахетатона;

б) если 6-й год Аменхотепа IV (Эхнатона) = 1-й год Ахетатона, тогда

22-й год Аменхотепа IV (Эхнатона) = 17-й год Ахетатона.

В письме ЕА59 из Эль-Амарны, направленном жителями Тунипа царю Египта, говорится, что жители Туниба уже 20 лет пишут своему царю, а ответа все нет14.

В.В. Струве высказал мнение, что письмо, возможно, адресовано Аменхотепу III, а не Аменхотепу IV (Эхнатону)15.

Однако, главным действующим лицом, упоминаемым в письме, является царь государства Амурру Азири. Азири захватил посольство из г. Тунипа, разгромил г. Ни, атакует г. Сумуру. И нигде нет упоминания царя Амурру Абди-Аширты, отца Азири, современника Аменхотепа III. При таком обилии описываемых событий, будь Абди-Аширта жив, его обязательно бы упомянули16. Тем более, что из ЕА62, ЕА84 мы знаем, что Абди-Аширта занял г. Сумура с согласия его жителей17, в то время, как Азири пришлось захватывать его силой18. То есть, письмо ЕА59 явно относится к эпохе правления в Амурру Азири, а не его отца. Из ЕА101 нам известно, что Азири вступил на трон в правление Аменхотепа IV (Эхнатона/Эх-не-Йота)19. Следовательно, жители Тунипа 20 лет писали именно Аменхотепу IV (Эхнатону), никак не Аменхотепу III.

Из анализа Эль-Амарнского архива следует, что после падения Сумуры (город силой захватил Азири) произошли события, длительность которых составила не менее года. Это падение Беруны и Туниба20; война с Намиавазой21; строительство в г. Сумура (рассчитанное на год, но не законченное)22; переворот в Губле и 4 месяца ожидания после него23; приезд Хатиба в Амурру24.

Таким образом, из выше изложенного мы можем сделать вывод, что Эль-Амарнский архив, завершившийся с возвращением Хатиба в Египет и действиями царя хеттов в Нухашши, прекратил свое существование не ранее 21-го года правления Аменхотепа IV (Эхнатона).

Из таблицы и архива Эль-Амарны вытекает, что Аменхотеп IV (Эхнатон (Эх-не-йот)) правил, скорее всего, 22 года. 

Отсюда так же следует, что датировки Манефона и Евсебия для царя (Х)Оруса, которого обычно отождествляют с Аменхотепом IV (Эхнатоном) неверны. Манефон предлагает 36 лет и 6 месяцев25 как длительность правления (Х)Оруса, а Евсебий – 36 лет, 38 лет26 и 28 лет (армянская версия Евсебия)27.

 

Примечания.

 

1. Эх-не-йот – так читает новое имя царя Аменхотепа (вар.: Амен-хотпа) IV Ю.Я. Перепелкин (см. Перепелкин Ю.Я. Кейе и Семнех-ке-Рэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979; Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. М., ч. 1, 1967, ч. 2, 1984). Традиционное написание данного имени на русском языке - Эхнатон.

2. Йот – так читает имя бога Солнца, объявленного главным богом Египта при Эхнатоне Ю.Я. Перепелкин (см. Перепелкин Ю.Я. Кейе и Семнех-ке-Рэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979; Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. М., ч. 1, 1967, ч. 2, 1984). Традиционное написание имени данного бога Солнца на русском языке – Атон.

3. Desroches-Noblecourt Ch. The New kingdom and the Amarna period. L., 1960

4. Ах-йот – так читает название новой столицы Египта при Эхнатоне Ю.Я. Перепелкин (см. Перепелкин Ю.Я. Кейе и Семнех-ке-Рэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979; Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. М., ч. 1, 1967, ч. 2, 1984). Традиционное написание название новой столицы Египта при Эхнатоне – Ахетатон.

5. По версии К. Дерош-Ноблькур (см. Desroches-Noblecourt Ch. The New kingdom and the Amarna period. L., 1960) Ахетатон начали строить в 4-й год правления Аменхотепа IV (Эхнатона/Эх-не-Йота). Дж. Х. Брэстед (см. Breasted J.H. Ancient records of Egypt. Vol. II. Chicago, 1906, p. 348) и Ю.Я. Перепелкин (см. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. 2, Передняя Азия. Египет. М., 1988, с. 503-504) относят начало строительства Ахетатона к 6-му году правления Аменхотепа IV (Эхнатона/Эх-не-Йота).

6. Перепелкин Ю.Я. Кейе и Семнех-ке-Рэ, с. 138.

7. История Древнего Востока, с. 504.

8. Перепелкин Ю.Я. Кейе и Семнех-ке-Рэ, с. 227-228; История Древнего Востока, с. 522.

9. Перепелкин Ю.Я. Кейе и Семнех-ке-Рэ, с. 234.

10. Перепелкин Ю.Я. Кейе и Семнех-ке-Рэ, с. 155-161.

11. Не исключено, что Семенх-ке-Рэ был свергнут сторонниками Атона (см. Перепелкин Ю.Я. Кейе и Семнех-ке-Рэ, с. 256-257).

12. Redford D.B. On the chronology of the Egyptian eighteenth dynasty // Journal of Near Eastern Studies, Chicago, 1966, vol., 25, p. 121-122.

13. Перепелкин Ю.Я. Кейе и Семнех-ке-Рэ, с. 160.

14. EA59 // Moran W.L. The Amarna letters. Baltimore-London. 1992, p. 130-131.

15. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М. 1963, с. 281.

16. EA59 // Moran, p. 130-131.

17. EA62, 84 // Moran, p. 133-134, 154-155.

18. EA116, 129, 131 // Moran, p. 191-192, 209-210, 212-213.

19. EA101 // Moran, p. 174.

20. EA129, 161 // Moran, p. 209-210, 247-248.

21. EA151 // Moran, p. 238-239.

22. EA 159, 160 // Moran, p. 245-247.

23. EA138 // Moran, p. 221-223.

24. EA164 // Moran, p. 251-252.

25. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Спб. 1895, с. 22 (I, 15);  Manetho, with an English translation by W.G.Wadell, Cambridge, Massachusets, London, 1948, p. 113-115.

26. Evsebi. Chronicorum libri dvo (Alfred Shoene), vol. 1, Berolini, 1875, Appendix, s. 8, 33.

27. Manetho, p. 116-117.

 

Литература.

 

1. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Спб. 1895.

2. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. 2, Передняя Азия. Египет. М., 1988.

3. Перепелкин Ю.Я. Кейе и Семнех-ке-Рэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979;

4. Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. М., ч. 1, 1967, ч. 2, 1984.

5. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М. 1963.

6. Breasted J.H. Ancient records of Egypt. Vol. II. Chicago, 1906.

7. Desroches-Noblecourt Ch. The New kingdom and the Amarna period. L., 1960.

8. Evsebi. Chronicorum libri dvo (Alfred Shoene), vol. 1, Berolini, 1875.

9. Manetho, with an English translation by W.G.Wadell, Cambridge, Massachusets, London, 1948.

10. Moran W.L. The Amarna letters. Baltimore-London. 1992.

11. Redford D.B. On the chronology of the Egyptian eighteenth dynasty // Journal of Near Eastern Studies, Chicago, 1966, vol., 25, p. 113-134.

 

Summaru.

 


Общий список