Общий список

Карпенко И.К.

 

О датировочных датах царей – соправителей в Египте Нового царства.

 

Многие годы идут дискуссии о соправлении царей Тутмоса III и Аменхотепа II,  Аменхотепа III  и Аменхотепа IV (Эхнатона), Эхнатона и Сменхкары1, и на основании этого (было соправление или нет) выстраиваются хронологии Египта2, Эль-Амарнского архива3, да и в целом всей передней Азии4.

При этом вызывает удивление, что никто не обратил внимание, как в официальных декретах Нового царства (периода XVIII и XIX царских домов) датировались годы правящего царя.

В Египте этого периода они датировались годами правления царя-отца. Царь-сын, даже если он являлся соправителем отца, получал право на собственную датировку лет правления только после смерти царя-отца и не раньше.

Об этом свидетельствуют посвятительная надпись Рамсеса II из Абидоса, датированная его 1-м годом правления5 и его же стела из Кубана, датированная 3-м годом его правления6.

Приведем отрывки этих документов в переводе И.А. Стучевского и Г.К. Бругша.

Посвятительная надпись из Абидоса:

«Когда мой отец появился перед народом, я был ребенком, находящимся между его рук. Сказал он обо мне: „Коронуем его как царя, (чтобы) видел я красоту его, пока живу". Повелел он, чтобы объявили находящимся во внутренних покоях дворца относи­тельно возложения двойной короны на мою голову. «Поместим для него корону на его голову», - сказал он относительно меня в то время, когда был он (Сети I.— И. С.) на земле» (перевод И. С. Стучевского)7.

«Я был мальчиком, прежде чем достиг господства, тогда передал он мне землю. Я был еще во чреве матери, когда почтительно мне кланялись великие. Я был торжественно возведен, как старший сын, в сан наследника престола на седалище бога земли Себа. И я отдавал приказания, как начальник телохранителей и колесничих воинов. Тогда показался отец мой публично народу, и я был, как мальчик, на коленях его, и он так говорил:

«Я буду венчать его царем, ибо я хочу видеть его славу, пока я еще жив».

«И приступили сановники двора, чтобы возложить на главу мою двойной венец, (и сказал отец мой): «Возложите на че­ло его царский венец». Также говорил он обо мне, пока еще он пребывал на земле: «Да устроить он порядок в земле, да восстановит он, (что разрушилось). Да заботится он о жителях».

«Так говорил он, с добрым чувством, в великой люб­ви ко мне. Но он оставил меня в доме женщин и царских наложниц, как (живут) девицы дворца. Он, для меня выбрал женщин между (девушками), которые носили кожаные латы» (перевод Г.К. Бругша)8.

Стела из Кубана:

«Каж­дое дело проходило через твои уши с того времени, как ты ру­ководил этой страной. Управлял ты еще тогда, когда был в яйце в твоем статусе ребенка и наследного царевича. Сообщали тебе о делах обеих земель, когда ты был еще мальчиком с ло­коном. Не было памятника, который возникал бы без твоего на­блюдения. Не было поручения, о котором  ты бы не знал. Ты стал „верховными устами" войска, когда ты был еще маль­чиком десяти лет» (перевод И. С. Стучевского)9.

Если исходить из мнения ряда исследователей, что отчет лет правления царя-сына в официальных документах начинался со дня начала его соправления с царем-отцом, то из вышеизложенных документов получаем полный абсурд.

В посвятительной надписи из Абидоса четко говорится о коронации Рамсеса. Он стал соправителем своего отца. Надпись датирована 1-м годом правления Рамсеса II. То есть из надписи следует, что в день коронации он был ребенком, находящимся между рук отца (или, вариант Г.К. Бругша: «был, как мальчик, на коленях его»), и что он проживал «в доме женщин и царских наложниц, как (живут) девицы дворца», в связи с чем для его охраны выделили не воинов мужчин, а женщин. То есть, если теории о начале датировки правления царя-сына со дня его коронации верна, то в 1-й год своего правления Рамсес II был еще малышом (не старше 5 лет!). Однако, из стелы из Кубана, которая датирована 3-м годом правления Рамсеса II, следует, что в 3-й год своего правления Рамсес II был никак не моложе десяти лет!

В 5-й же год своего правления мальчик (за 4 года жизни из малыша юношей стать просто невозможно) ведет в бой египетскую армию в знаменитой битве при Кадеше, в которой сражаются несколько его сыновей!

То есть, если следовать теории, что царь-сын начинал отсчет своих лет правления со дня начала его соправления с царем-отцом, то мы будем иметь сказочный вариант, взросления Рамсеса II: царь рос «не по дням, а по часам» и за каких-то четыре года из малыша превратился во взрослого мужчину.

Учитывая, что XIX царский дом практически во всем продолжал традиции XVIII царского дома, остается сделать следующий вывод: в Египте Нового царства (XVIII и XIX царских домов) действовали ниже изложенные правила.

1. Отсчет последнего года правления царя заканчивался в день его смерти. Со следующего дня начинался 1-й год правления нового царя, который заканчивался в последний день календарного года. С 1-го дня нового календарного года начинался 2-й год правления нового царя10.

2. В случае соправления отца с сыном (или дочерью), отсчет в государстве велся только по годам правления царя-отца. И только на следующий день, после его смерти начинался отсчет правления (с 1-го года!) царя-сына. При жизни отца-царя отсчет правления царя-сына не велся (!). Не исключено, что в связи с этим фактором часто проводилась еще одна коронация царя-сына, вступавшего в самостоятельное правление.

Подтверждением последнего утверждения является празднование царицей (величала себя царем!) Хатшепсут, представителя XVIII царского дома Египта, праздника хеб-сед в 16-й год ее правления11.

Праздник хеб-сед, а именно, ритуал обновления сил и могущества царя Египта, первый раз отмечался в 30-й год его правления, а затем каждые следующие три года царствования12.

Из текстов самой Хатшепсут известно, что она была коронована на трон еще при жизни ее отца – царя Тутмоса II3.

Таким образом имеем, что Хатшепсут провозглашена царицей (фактически царем) Египта за 14 лет (30-16=14) до начала своего реального восшествия на трон, когда после смерти мужа, царя Тутмоса II, она оказалась фактической правительницей Египта, отстранив от власти своего пасынка Тутмоса III. То есть, и в эпоху XVIII царского дома в официальных документах указывались лишь годы правления действующего царя, опуская годы правления его юного соправителя. Хатшепсут начал отсчет своих лет правления только со дня смерти своего мужа-царя, хотя 14 лет до этого дня официально считалась царицей/царем Египта.

Вопрос о датировке соправления Тутмоса III и Хатшепсут имеет следующий ответ. Хатшепсут ввела датирование своего правления таким образом, что оно полностью (день в день) соответствовало датировке правления Тутмоса III и, таким образом, не вносило хаос во временные рамки государства.

Таким образом, для решения проблем хронологии Древнего Египта в период Нового царства не имеет значения были ли (а если были, то сколько лет) соправителями Тутмос III и Аменхотеп II, Аменхотеп III и Аменхотеп IV, Сети I и Рамсес II и т.д.

И Аменхотеп II, и Аменхотеп IV, и Рамсес II начинали отсчет своего правления на следующий день после смерти их отца-соправителя.

В эпоху Древнего и Среднего царств правила начала отсчета лет и датировка годов правления царей соправителей, вероятно, были иными. Так при XII царском доме, где соправление отца и сына были распространено, в официальных царских документах указывались годы соправления обоих правителей вместе, а не одного царя-отца или царя-сына в отдельности14.

Что же касается соправления царей Египта I тысячелетия до н.э., то этот вопрос требует специального исследования. В том хаосе раздробленности, борьбы за власть, в которую был ввергнут Египет после XX царского дома, вполне могли измениться правила датирования основных событий в стране (при XVIII – XX царских домах они датировались по году правления правящего царя). В частности, для внутренних храмовых нужд могли использовать годы жизни священных Аписов.

 

Примечания.

 

1. Hornung E., Untersuchungen zur Chronologie und geschichte des Neuen Reiches. Wiesbaden, 1964, s. 83; Redford D.B. The coregency of Thutmosis III and Amenophis II // Jouranl of Egyptian Archaeology. L., 1965, vol. 51, p. 107-122; Wilson J.A. Рецензия на книгу: Tanis und Theben: Historische Grundlagen der Ramessidenzeit in Agypten, by J. von Beckerath. Gluckstadt, 1951 // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1954, vol., 13, p. 126-129, и другие.

2. Beckerath, Jurgen von. Chronologie der Agyptischen Neuen Reiches. Heidelsheim, 1994; Krauss R. Probleme des altagyptischen Kalendars und Chronologie des Mittleren und Neuen Reiches in Agypten, 1981; Redford D.B. On the chronology of the Egyptian eighteenth dynasty // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1966, vol., 25, p. 113-124 и другие.

3. The chronology of the Amarna Letters, by Edward Fay Campbell. Baltimore, 1963, p. 6-30.

4. Hornung E., Untersuchungen zur Chronologie und geschichte des Neuen Reiches. Wiesbaden, 1964; Meer, J. van der. The chronology of Ancient Western Asia and Egypt. Leiden, 1955; Redford D.B. History and Chronology of the Eighteenth Dynasty of Egypt. Toronto, 1967, и другие.

5. Breasted J.H. Ancient records of Egypt. Chicago. 1906, vol. III. p. 102-117; Kitchen K.A. Ramessid Inscription. Oxford, 1971, vol. II, part 6, p. 323-336.

6. Breasted, vol. III. p. 117-123; Kitchen K.A. Ramessid Inscription. Oxford, 1976, vol. II, part 7, p. 356.

7. Стучевский И.С. Рамсес II и Херихор. М., 1984, с. 19.

8. Летописи и памятники древних народов. Египет. История фараонов Бругша. Спб., 1880, с. 448-450.

9. Стучевский, с. 19.

10. Бикерман Э. Хронология Древнего мира. М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1975, с. 61.

11. Миронова А.В. Коронация Хатшепсут и Тутмоса III. Анализ политического мифа // Вестник древней истории. М., 2011, №3, с. 98; Helck W. Untersuchungen zu Manetho und den Agyptischen Konigslisten, Berlin, 1956; Read J. Early eighteen dynasty chronology // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1970, vol., 29, p. 1-11.

12. Крол А.А. Хеб-сед и становление древнеегипетского государства // Вестник древней истории. М., 2001, №4, с. 3; Миронова, с. 95; Sicklen III, C.C. van. The accession date of Amenhotep III and the jubilee // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1973, vol., 32, p. 290-300; Uphill E., The sed-festivals of Akhenaton // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1963, vol., 22, p. 167-172.   

13. Из текстов о божественном происхождении царицы Хатшепсут и о ее восшествии на престол // История Древнего Востока. Тексты и документы. М., Высшая школа, 2002, с. 67.

14. Например:

документ датирован одновременно 30-м годом правления Аменемхета I и 10-м годом правления Сенусерта I (см. - Breasted J.H. Ancient records of Egypt. Chicago. 1906, vol. I. p. 221);

документ датирован одновременно 43-м годом правления Сенусерта I и 25-м годом правления Аменемхета II (см. - Breasted, vol. I. p. 250-251);

документ датирован одновременно 35-м годом правления Аменемхета II и 3-м годом правления Сенусерта II (см. - Breasted, vol. I. p. 278).

 

Литература.

 

1. Beckerath, Jurgen von. Chronologie der Agyptischen Neuen Reiches. Heidelsheim, 1994.

2. Breasted J.H. Ancient records of Egypt. Chicago. 1906, vol. I., vol. III.

3. Helck W. Untersuchungen zu Manetho und den Agyptischen Konigslisten, Berlin, 1956.

4. Hornung E., Untersuchungen zur Chronologie und geschichte des Neuen Reiches. Wiesbaden, 1964.

5. Kitchen K.A. Ramessid Inscription. Oxford, 1971, vol. II, part 6., 1976, vol. II, part 7.

6. Krauss R. Probleme des altagyptischen Kalendars und Chronologie des Mittleren und Neuen Reiches in Agypten, 1981.

7. Meer, J. van der. The chronology of Ancient Western Asia and Egypt. Leiden, 1955.

8. Read J. Early eighteen dynasty chronology // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1970, vol., 29, p. 1-11.

9. Redford D.B. History and Chronology of the Eighteenth Dynasty of Egypt. Toronto, 1967.

10. Redford D.B. On the chronology of the Egyptian eighteenth dynasty // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1966, vol., 25, p. 113-124.

11. Redford D.B. The coregency of Thutmosis III and Amenophis II // Jouranl of Egyptian Archaeology. L., 1965, vol. 51, p. 107-122.

12. Sicklen III, C.C. van. The accession date of Amenhotep III and the jubilee // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1973, vol., 32, p. 290-300; Uphill E., The sed-festivals of Akhenaton // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1963, vol., 22, p. 167-172.  

13. The chronology of the Amarna Letters, by Edward Fay Campbell. Baltimore, 1963, p. 6-30.

14. Wilson J.A. Рецензия на книгу: Tanis und Theben: Historische Grundlagen der Ramessidenzeit in Agypten, by J. von Beckerath. Gluckstadt, 1951 // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1954, vol., 13, p. 126-129.

15. Бикерман Э. Хронология Древнего мира. М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1975.

16. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., Высшая школа, 2002.

17. Крол А.А. Хеб-сед и становление древнеегипетского государства // Вестник древней истории. М., 2001, №4, с. 3-11.

18. Летописи и памятники древних народов. Египет. История фараонов Бругша. Спб., 1880, с. 448-450.

19. Миронова А.В. Коронация Хатшепсут и Тутмоса III. Анализ политического мифа // Вестник древней истории. М., 2011, №3, с. 95-106.

20. Стучевский И.С. Рамсес II и Херихор. М., 1984, с. 19.

 

Summaru.

 

 


Общий список