Серия «Вопросы истории и проблемы хронологии государств древнего Ближнего Востока»

 

 

 

 

 

 

 

И.К. Карпенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ассирия – Биаини (Урарту)

– соседи – соперники.

(Хронология)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк, 2014 год

 

                                  

Аннотация.

 

В данной работе приведены подробные хронологические таблицы событий в государстве Ашшур (Ассирия) и государстве Биаини, составленная на основе анналов, надписей, писем и других документов царей Ассирии, Биаини и их соседей.

В Приложении в виде отдельных статей разобраны многие спорные вопросы ассирийской и биаинийской хронологии.

Автор будет благодарен всем, кто обратит его вниание на ошибки, допущенные автором в ходе его исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие.

 

 

Введение.

 

В названии и в самой данной работе хронология двух различных государств: Ассирии и Биаини (асс.: Урарту) помещены вместе по причине отсутствия точно зафиксированных и абсолютно доказанных опорных дат в хронологии государства Биаини. Без привязки хронологии событий, произошедших в Биаини, к событиям происходящим в Ассирии, хронологию Биаини восстановить (при современном состоянии источников) практически невозможно. В связи с такой зависимостью хронологии Биаини от хронологии Ассирии, автор объединил два исследования: по хронологии Ассирии и по хронологии Биаини, - в одну книгу.

 

О хронологии Ассирии.

Ассириология, как наука, существует уже более 150 лет. За этот период по истории Ассирии были написаны тысячи работ; подготовлены по этому профилю тысячи и тысячи специалистов, проведены многочисленные конгрессы и конференции. В деятельности ученых не малая часть трудов посвящена проблемам Ассирийской хронологии. Пожалуй, нет ни одного крупного ассириолога, изучавшего или изучающего политическую историю Ассирии, который бы в той или иной мере не коснулся б проблем хронологии Ассирии. На многих конгрессах и конференциях проводились серьезные дискуссии, посвященные тем или иным проблемам хронологии Ассирийского государства; выстраивались многочисленные хронологические схемы, создавались хронологические таблицы. Однако, еще ни разу не предпринималась попытка изложить детальную хронологию Ассирийского государства от начала возникновения города Ашшур до гибели Ассирийской державы, с учетом событий происходящих на всех территориях, входивших в состав Ассирийской империи, с перечислением географических названий и личных имен, упоминаемых в источниках. А такая таблица необходима. И, возможно, не столько для ассириологов, сколько для тех, кто изучает проблемы соседних с Ассирией государств: египтологов, хеттологов, урартоведов, хурритологов и т.д. Ведь в ходе разбора или изложения тех или иных проблем истории Древнего Ближнего Востока очень часто требуется знать датировку или последовательность тех или иных событий. Без подобной таблицы исследователи, изучающие соседей Ассирии, постоянно сталкиваются с теми или иными хронологическими проблемами. Подобная подробная хронологическая таблица событий по взаимоотношениям Ассирии с соседями помогает ответить на многие вопросы, возникающие у специалистов, изучающих соседние с Ассирией страны.

Данная работа является первой попыткой создания подробнейшей хронологии событий, которые происходили на территориях, входивших в состав Ассирийского государства, от его возникновения и до его гибели. Фактически это систематизированный справочник по хронологии древней Ассирии и Биаини (асс.: Урарту).

Хронология событий изложена погодно (там, где это возможно) с момента основания города Ашшур до падения Ассирийской державы. С 1134 по 605 гг. до н.э. она привязана к современному летоисчислению. Что касается более раннего периода, автор не разделяет оптимизма многих исследователей, привязывающих даты правления тех или иных правителей Ашшура (и Ассирии) II тысячелетия до н.э. к современному летоисчислению. Поэтому автор избегал использовать абсолютную датировку в современном летоисчислении, если она являлась, с точки зрении автора, дискуссионной или ненадежной. В частности, это касается периодов правления царей: от Ашшур-дугула до Ашшур-Раби I и от Ашшур-надин-аххе I до Нинурта-Тукулти-Ашшура.

Для того, чтобы привязывать к современному летоисчислению даты правления правителей Ашшура и Ассирии, правивших до Ашшур-реш-иши I, необходимо разрешить проблемы хронологии II тысячелетия до н.э. Определить, какая из предлагаемых исследователями хронологических схем: сверхдлинная, длинная, средняя, короткая, ультракороткая, - истинна (Подробнее смотри Приложение 1 данной работы).

Автор очень осторожно относится к теме изучения данного хронологического периода и считает, что в хронологии II тысячелетия до н.э. стран Ближнего Востока и Передней Азии (в том числе и Ассирии) столько вопросов без ответа, что ставить конкретные даты современного летоисчисления для того или иного царя несколько преждевременно. Именно поэтому для периода от начала правления правителя Ашшура Ашшур-дугула и до начала правления царя Ашшура (Ассирии) Ашшур-реш-иши I не проставлены конкретные даты с привязкой к современному летоисчислению.

Про более ранние периоды и говорить не приходится.

Также нет смысла давать даты в современном летоисчислении для правителей Ашшура от Нарам-Сина до Пузур-Сина до тех пор, пока окончательно не будет решен вопрос, какая хронологическая система летоисчисления (длинная, средняя, короткая, ультракороткая или какая иная) есть истинной для Первой династии Вавилона.

 

В основу реконструированной хронологии положены официальные царские списки царей Ассирии и списки годовых лимму Ассирии.

Также в список царей и событий внесены правители (патеси) Ашшура и цари, опущенные в официальных царских списках Ассирии и Вавилонии (О них в Приложении 2 данной книги).

При составлении хронологии событий автор использовал все доступные ему источники (как самой Ассирии, так и ее соседей). Список использованных источников и работ приведен в конце работы.

События излагаются кратко, но с перечислением всех имен и географических наименований, упоминаемых в источниках по данному событию.

В ходе работы над данной таблицей в виде отдельных статей была заново пересмотрена (на основании источников) хронология правления некоторых царей Ассирии, а также разобраны отдельные проблемные вопросы ассирийской хронологии.

Для простоты восприятия в ходе привязки года лимму или правления царя к современному летоисчислению приводится не совсем точная дата. Например вместо март/апрель 721 – март/апрель 720 г. до н.э. = 1-й год правления царя Шаррукина II ( = год лимму Набу-тарима, главного глашатая) приводится 721 г. до н.э.  То есть, та часть года современного летоисчисления, на которую приходится большая часть рассматриваемого 1-года правления Шаррукина II или года лимму Набу-тарима, главного глашатая.

Если кому нужна большая точность, он должен учитывать, что год в Ассирии, как и во всем Междуречье, начинался 1-го нисану (нисану = март/апрель), а заканчивался 29 аддару (аддару = февраль/март). Иногда в год вставлялись дополнительные месяцы 2-й улулу (после улулу - это был 6-й месяц календаря и соответствовал современным августу - сентябрю), или 2-й аддару (после аддару). К сожалению, в вопросе, как и по какой системе вставлялись эти дополнительные месяцы для VII в. до н.э. и более ранних столетий, ясности нет, а потому к расчетам исследователей, когда они соотносят ту или иную дату истории Ассирии с конкретным днем современного летоисчисления, необходимо подходит крайне осторожно. Не исключено, что их расчеты не будут соответствовать с действительностью. Именно поэтому в данной работе не делается привязка конкретных событий хронологии Ассирии, имеющих точную датировку в виде дня и месяца ассирийского календаря, к дням и месяцам современного летоисчисления.

 

Что касается историографии вопроса, то в числе первых исследователей, занимавшихся хронологией Ассирии в конце XIX – начале XX веков, находились Ж. Опперт, Ф. Хоммел, Г. Масперо, Г. Винклер, С. Нибур, А.Г. Сэйс, Р.В. Хогерс, Ф. Тюро-Данжен, Ф. Делич, Х. Рассам и многие другие.

Стержнем по изучению хронологии Ассирии явились списки лимму Ассирии и списки царей Ассирии (известно четыре варианта списков царей). Весомый вклад в изучение царских списков и списков лимму Ассирии внесли Б. Мейсснер1, Е. Ф. Вейднер2, И. Дж. Гелб3, Б. Ландсбергер4, А. К. Грейсон5, Дж. А. Бринкман6, С. Сапоретти7, Р. Вайтинг8, А. Миллард9, В. Рёлиг10, Х. Фрейданк11, и другие.

Важное значение для восстановления общей хронологии Ассирийской державы, ее соотношения с хронологией иных держав Ближнего Востока имеют работы, которые написали следующие исследователи: С.Х. Лангдон12, Б. Мейсснер13, Е. Каваньяк14, М.Б. Роутон15, Е. Хорнунг16, Мунн-Банкин17, В. Соден18, Д.Р. Редфорд19, Дж. А. Бринкман20, И. Риде21, Дж. Босе, Ж. Вильхельм22, А. Харрак23, А.К. Грейсон24, Х. Фрейданк25, Н. Нааман26, П. Бедфорд27, и т.д..

 

Источниками для создания данной работы послужили надписи и анналы ассирийских и соседних царей, дипломатическая и частная переписка, как местного, так и международного уровня, государственные и частные документы, имеющие отношение к хронологии или освещающие ту или иную сторону военно-политической истории Ассирии, ее взаимоотношений с соседями.

Издания источников по истории Ассирии исчисляются десятками, если не сотнями, работ.

К наиболее ранним из них можно отнести издания: Layard. Inscriptions in the cuneiform characters from Assyrian Monuments. London. 1851; Rowlinson. Cuneiform inscription of Western Asia. London. Vol. 1-5, 1861 – 1880; Records of the past: being English translations of the Assyrian and Egyption monuments. London. Vol. 1-12, 1873 - 1881.

Царские надписи и анналы ассирийских царей издавали Е. Шрадер28, Е.А.В. Бадге и Л.В. Кинг29, Д.Д. Лакенбилл30, Е. Эбелинг, Б. Мейсснер, Е.Ф. Вейднер31, А.К. Грейсон32.

Хроники и летописи, позволяющие синхронизировать историю Ассирии и историю Кар-Дуниаша (Вавилона) издавали Ф. Делич33. Дж. Висеман34, А.К. Грейсон35, Ж.Ж. Гласснер36; запросы к оракулам – Дж.А. Кнудтзон37; письма и документы – Р.Ф. Харпер38, Л. Вотермен39, Р. Пфейффер40, Е. Ласё41, Л. Оппенхейм42, В. Хеймпел43. Большая часть писем и документов сегодня переиздается в многотомной серии Хельсинского центра Ассириологии (State Archives of Assyria)44.

Много документов различного плана были изданы в журналах: Sumer, Iraq, Archiv fur Orientforchung, Zeitschrift fur Assyriologie, Revue d’Assyriologie, - и других.

Сборники анналов и надписей отдельных царей издавали С.А. Смит45, Е.Ж. Клаубер46, Р.К. Томпсон47, А. Пьепкорн48, Дж.Б. Притчард49, Е.Ф. Вейднер50, Х. Тадмор51, Е. Лехти52, И.Дж. Гелб53 и многие другие ученые.

 

Отдельно хотелось бы поднять вопрос по написанию личных имен и географических названий.

Пока изучение истории Ближнего Востока и передней Азии являлось прерогативой европейских ученых, неплохо знакомых в своем большинстве с Библией, применение библейского написания или произношения имени того или иного правителя или названия той или иной страны Ближнего Востока и Передней Азии было оправдано. Сегодня же, когда востоковедение данного региона стало достоянием ученых многих стран Азии и Африки, слабо знакомых или вообще не знакомых с Библией, употребление библейских наименований вместо реального их написания или произношения есть верх неуважения к своим коллегам из нехристианских стран.

Кроме того, автор совершенно не понимает, почему он должен писать ассирийское имя Тукулти-апил-Эшарра на библейский манер – Тиглатпаласар, и почему он не может писать библейское имя Омри на ассирийский манер Хумри. Что за дискриминация и нелепость?

Именно поэтому автор отказался от традиционного, основанного на Библии, написания личных имен и географических названий, и подает их в том виде, как их писали или произносили сами жители изучаемой страны. А именно: Хатамти вместо Элам, Набу-кудур-уцур вместо Науходоносор, Ашшур-ах-иддин вместо Асархадон, Шульману-ашаред вместо Салманасар и т.д. Так же автор старался учитывать исследования лингвистов по правильному произношению и написанию тех или иных имен представителей различных народов или географических названий, известных нам по написанию или произношению их соседей. И потому пишет Муваталли вместо ассирийского Муталлу, Прта-тавах вместо ассирийского Бартатуа или греческого Прототий, Хувахштра вместо греческого Киаксара, Биаини вместо ассирийского Урарту и т.д. При этом автор по мере возможности указывал в сносках или в скобках имя или географическое название в его традиционном написании или его написании в первоисточнике.

Исключение от вышеуказанного правила автор сделал лишь в отношении имен и географических названий Древнего Египта. К сожалению, египтологи, пока, не могут предложить правильной, твердо доказанной, формы написания или произношения имен и географических названий Древнего Египта. Именно поэтому в отношении представителей Египта и самого названия страны автор использовал традиционные написания, общепринятые в русскоязычных трудах.

Исключение автор также сделал для городов Ниневия (правильно Нинуа) и Вавилон (правильно Баб-эль или Баб-или = «Врата Бога»).

Для удобства читателей автор составил таблицу традиционных и реальных названий (Смотри Приложение 19 данной работы).

 

Структура.

Раздел по хронологии Ассирии состоит из двух частей.

Часть 1.

Хронологические таблицы в государстве Ашшур (Ассирия).

Часть 2.

19 приложений в виде таблиц и статей по отдельным вопросам хронологии Ассирии, в том числе, по проблемным и дискуссионным.

В работе, в частности, приведена хронология событий гражданских войн в Ассирии при Шульману-ашареде III и Шамши-Ададе V (828 - 823 гг. до н.э.) и Ашшур-бани-апли (652 – 648 гг. до н.э.). Предпринята попытка разбить по годам и расставить в хронологическом порядке относящиеся к гражданским войнам события, описанные в источниках.

Подвергнута сомнению справедливость традиционно принятой даты смерти царя Ашшур-ах-иддина и восшествия на трон Ассирии его сына Ашшур-бани-апли. Предложено считать датой смерти царя Ашшур-ах-иддина не 669 г. до н.э., как это принято, а 668 г. до н.э. Показано, что Ашшур-бани-апли и его брат Шамаш-шум-укин были объявлены царями Ассирии и Вавилона в один и тот же 668 г. до н.э.

Разобрана синхронизация и хронология правления последних царей Ассирии – сыновей и родичей Ашшур-бани-апли.

Даны разъяснения на основании чего выводятся даты событий, происходивших в правление тех или иных царей Ассирии и Биаини.

Показано, что список правителей государства Бога Ашшура (Ассирии), предлагаемый официальными царскими списками Новоассирийского царства, содержит пропуски неугодных составителям царей.

Доказано, что царь Египта Псамметих I получил независимость в ходе гражданской войны в Ассирии между Ашшур-бани-апли и Шамаш-шум-укиным (652 – 648 гг. до н.э.).

Подтверждено мнение В. Олбрайта54, что царь Сен-ахха-ериб совершил на Иудею не два, как считает большинство исследователей, а три похода (702/701 г. до н.э., 688 г. до н.э., 681 г. до н.э.).

 

Несколько слов о системе изложения материала.

Начиная с царей, чье количество лет правления указано в источниках, материал излагается в виде таблиц, состоящих из четырех столбцов. В крайнем левом столбце указывается год современного летоисчисления (там, где это возможно); в следующем столбце дается имя и должность лимму этого года; в следующем столбце – направление похода армии Ассирии в этот год, как он приводится в списке лимму. В последнем, крайне правом столбце дается роспись событий данного года, согласно сохранившихся источников. На каждый год правления царя отводится одна строка таблицы. Если данных по какому-то году нет (или автору работы оказался недоступен тот или иной источник) строка остается пустой. В ней указывается лишь год правления царя.

При такой форме изложения материала сразу видно, какие периоды истории Ассирии освещены источниками, а какие нет. Специалистам по тем или иным периодам истории Ассирии такая форма изложения материала демонстрирует, что пропущено автором работы из известных им источников. А это позволит быстро восполнить недостающие звенья в хронологии Ассирии, а также во втором издании позволит исправить возможные ошибки или заполнить данными имеющиеся пробелы.

 

О хронологии государства Биаини (Урарту).

Хронология государства Биаини (ассирийцы называли его Урарту) неоднократно разбиралась исследователями в довольно полном объеме. Наиболее основательными работами на эту тему являются работы советских ученых, таких как Б.Б. Пиотровский (Ванское царство (Урарту). М., 1959), Г.А. Меликишвили (Наири – Урарту (Древневосточные материалы по истории народов Закавказья, I), Тбилиси, 1954), Н.В. Арутюнян (Биайнили (Урарту). Военно-политическая история и вопросы топонимики. Ереван, 1970). В этих работах ученые разбирали вопросы хронологии попутно, при изложении общей истории государства Биаини.

Важный вклад в разработку отдельных вопросов хронологии государства Биаини внес И.М. Дьяконов в своих работах: Дьяконов И.М. Рецензия на «Г.А.Меликишвили. Древневосточные материалы по истории народов Закавказья, I, Наири-Урарту, Тбилиси, Изд-во АН Груз. ССР, 1954, 446 стр. и карта, тираж 1000 экз., цена 23 руб.40 коп.» // Вестник древней истории. М-Л., 1956, № 2, с. 59-74, и Дьяконов И.М. Урартские письма и документы. М.-Л., 1963.

Но ни в одной из данных работ не была представлена подробная хронология государства Биаини в виде погодной таблицы. Автор восполнил данный пробел, проведя при этом собственный анализ дошедших до нас источников.

Автор ушел от разбора и критики хронологии Биаини других авторов, так как считает, что в силу специфики источников государства Биаини и современного состояния вопроса, каждая из предложенных хронологических концепций исследователей (Н.В. Арутюняна, И.М. Дьяконова, Г.А. Мелекишвили, Б.Б. Пиотровского) имеет право на существование.

Данный раздел состоит из следующих частей:

Часть 1. Общие замечания.

Здесь разобраны проблемные вопросы хронологии Биаини (в частности, царские списки и порядок правления царей государства Биаини), определено, на основании каких принципов построен в хронологической таблице именно такой порядок событий царей Ишпуини, Менуа, Русы I, Аргишти II, Русы II и других.

Часть 2. Сама хронологическая таблица событий.

В ней указаны имена всех правителей и все географические названия, упомянутые в источниках по государству Биаини.

Часть 3 дана в виде приложений, в которые вошли объяснения по построению хронологии царей Аргишти I и Сардури II, выполненные в виде отдельных статей, таблица титулов царей Биаини и т.д.

 

Автор надеется, что данная работа поможет исследователям, занятым изучением истории Ассирии, Биаини (Урарту) и сопредельных стран, в их деятельности.

 

Примечания к Предисловию.

 

1. «Reallexikon der Assyriogie», hrsg. von. E. Ebeling, B. Meissner, II, Berlin – Leipzig, 1938 (eponym).

2. Weidner E.F. Studien zur Zeitgeschichte Tukulti-Ninurta I (1. Die Eponymen der Zeit Tukulti-Ninurtas I) // Archiv fur Orientforschung, Berlin, Graz, 1940, Bd. 13, Hft. 3, s. 110-119.

3. Gelb I.J. Two Assyrian king lists // Journal of Near Eastern studies, Chicago, vol. 13, 1954, №  4, p. 209-230.

4. Landsberger B. Assyrische Konigliste und „Dunkles Zeitalter“ // Journal of Cuneiform studies, New-Haven, vol. 8, 1954, №№ 1-3, p. 31-45, 47-73, 106-133.

5. Grayson A.K. Assyrian and Babylonian King Lists, Collation and Comments, - «Lisan mithurti», Festschrift W. v. Soden, Kevelaer, 1969, s. 105-119.

6. Comments on the Nassouhi Kinglist and the Assyrian Kinglist Tradition, J.A. Brinkman, Orientalia N.S. 42, 1973

7. Saporetti C. Gli eponimi medioassiri. Malibu.1979 (Bibliotheca Mesopotamica 9).

8. Whiting R. The post-canonical and extra-canonical eponyms // The Eponyms of the Assyrian Empire 910-912 B.C. By Alan Millard. State Archives of Assyria Studies, vol. 2, Helsinki, 1994, p. 72-78.

9. The Eponyms of the Assyrian Empire 910-612 B.C., by Alan Millard. State Archives of Assyria Studies 11, Helsinki: Neo-Assyrian Text Corpus Project, 1994. xvi + 153 pp., 20 plates

10. Rollig W. Eponymen in den mittelassyrischen Dokumenten fus Tall Seh Hamad/Dur Katlimmu // Zeitschrift fur Assyriologie und Vorderasiatische Archaologie. Leipzig, 2004. 94. S.  18-51.

11. Freydank H. Zu den Eponymenfolgen des 13. Jahrhunderts v. Dur-Katlimmu // Altorientalische Forschungen. Berlin. 2005. 32/1. S. 45 – 56.

12. Langdon S.H. Historical inscriptions, containing principally the chronological prism. London. 1923.

13. Meissner B., Reallexikon der Assyriologie, 1938, 1990, 1993.

14. Cavagnaic E. Les deux lisles royales assyriennes Consequerees chronologiques // Revue d'Assyriologie et d'Archeologie Orientale, Paris, 1955, vol. 49, s. 94-97.

15. Rowton M.B. Comparative chronology at the time of Dynasty XIX // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1960, vol. 19, p. 15-22; Rowton M.B. The material from Western Asia and the chronology of the nineteenth dynasty // Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1966, vol. 25, p. 240-258.

16. Hornung E. Unter suchungen zur chronologie und geschichte des Neuen Reiches. Wiesbaden, 1964.

17. Munn-Bankin. Assyrian military power, 1966.

18. Soden W. Assuretellialani, Sinsariskun, Sinsum(u)liser und die Ereignisse im Assyrerreich nach 635 V.Chr. // Zeitschrift fur Assyriologie. Lpz., B., 1967, Bd. 24 (58), s. 241-255.

19. Redford D.R. History and Chronology of the Eighteenth Dynasty of Egypt. Toronto, 1967.

20. Brinkman J.A. and Kennedy D.A. Documentary Evidence for the Economic Base of Early Neo Babylonian society. // Journal of Cuneiform studies, New-Haven, vol. 35, 1983, № 1-2, p. 1-96; Brinkman J.A. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C, Biblical Institute Press, 1968; Brinkman J. A. Foreign Relation of Babylonia: from 1600-625 B.C.: The Documentary Evidence, - American Journal of Archaeology, Princenton-Baltimore, vol. 76, 1972, p. 271 ff.

21. Reade I. The accession of Sinscharishkun // Journal of Cuneiform Studies. New Haven, 1970, vol. 23, p. 1-9.

22. Boese J. und Wilhelm G. Assur-dan I, Ninurta-apil-ekur und die Mittelassyrische chronologie // // Wiener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenlandes, Vienna, 1979, Bd. 71, s. 19-38.

23. Harrak A. Assyria and Hanigalbat, 1987.

24. Assyrian Rulers of the Third and Second Millennia BC, A.K. Grayson, University of Toronto Press, 1987.

25. Freydank H. Beitrage zur mittelassyrischen Chronologie und Geshcichte. B., 1991

26. Na’aman N. Chronology and History in the Late Assyrian Empire // Zeitschrift fur Assyriologie und Vorderasiatische Archaologie. Leipzig. Bd.81, 1991, s. 243-267.

27. Bedford, P., Perth, W.A. Empires and Exploitation: The Neo-Assyrian Empire. 2001.

28. Keilinschriftliche Bibliothek. I. Ed. by E. Schrader. Berlin, 1889.

29. Budge E.A.W. and King L.W.. Annals of the kings of Assyria. London, 1900.

30. Lucenbill D.D. Ancient Records of Assyria and Babylonia.Vol. 1-2. Chicago. 1926-1927.

31. Ebeling E. Urkunden des Archivs von Assur. Leipzig. 1933; Ebeling E., Meissner B. und Weidner E. F. Die Inschriften der altassyrischen Konigs. Leipzig. 1926.

32. Grayson A.K.. Assyrian Royal Inscriptions. Wiesbaden. 1972-1976, vol. 1-2; Grayson A.K., Novotny J. The Royal Inscriptions of Sennacherib, King of Assyria (704-681 BC), Part 1. (The Royal Inscription of the Neo-Assyrian period, volume 3/1 (RINAP 3/1)). Winona Lake, Indiana, 2012; Grayson, A.K. Assyrian Rulers of Early First Millennium BC I (1114-859 B.C.) (Royal Inscriptions of Mesopotamia Assyrian Period, volume 2 (RIMA 2)), Toronto. Buffalo. London. 2002. Grayson A.K. Assyrian Rulers of the Early First Millennium BC II (858-745 BC) (Royal Inscriptions of Mesopotamia Assyrian Period, volume 3 (RIMA 3)), Toronto. Buffalo. London. 2002; Grayson A.K. Assyrian Rulers of the Third and Second Millennia BC (Royal Inscriptions of Mesopotamia: Assyrian Periods, volume 1 (RIMA 1)), Toronto. Buffalo. London. 2002.

33. Delitzsch F. Die Babylonische Chronik. Leipzig, 1906.

34. Wiseman D.J. Chronicles of Chaldaean Kings (626-556 B.C.), London, 1956.

35. Grayson A.K. Assyrian and Babylonian Chronicles.N-Y. 1975.

36. Glassner J.J. ChroniqlesMesopotamiennes. Paris, 1993.

37. Knudtzon J.A. Assyrische Gebeteun den Sonnengott. T. 1-2. Leipzig. 1893.

38. Harper R.F. Assyrian and Babylonian letters. Vol. 1-14, 1892-1914.

39. Waterman L. Royal Correspondence of the Assyrian Empire. Pt. I – IV. Michigan. 1930-1936.

40. Pfeiffer R.. State Letters of Assyrian. New-Haven. 1936.

41. Eidem J., Lassoe J. The Shemshara Archives. Vol. 1. Letters. Copenghagen, 2001; Lassoe J. People of ancient Assyria. Their inscriptions and correspondence. New-York. 1963.

42. Oppenheim L., Letters from Mesopotamia, Oxford, 1967.

43. Heimpel W. Letters to the kings of Mari. 2003

44. Cole S.W. and Machinist P. Letters from Assyrian and Babylonian Priests to Kings Esarhaddon and Assurbanipal (State Archives of Assyria, 13), 1998; Dietrich M. The Neo-Babylonian Correspondence of Sargon and Sennacherib (State Archives of Assyria, 17), 2003; Fales F.M. and Postgate J.N. Imperial Administrative Records, Part I: Palace and Temple Administration (State Archives of Assyria, 7), 1992; Fales F.M. and Postgate J.N. Imperial Administrative Records, Part II: Provincial and Military Administration (State Archives of Assyria, 11), 1995; Fuchs A. and Parpola S. The Correspondence of Sargon II, Part III: Letters from Babylonia and the Eastern Provinces (State Archives of Assyria, 15), 2001; Hunger H., Astrological Reports to Assyrian Kings (State Archives of Assyria, 8), 1992; Kataja L. and Whiting R. Grants, Decrees and Gifts of the Neo-Assyrian Period (State Archives of Assyria, 12), 1995; Kwasman T. and Parpola S. Legal Transactions of the Royal Court of Nineveh, Part I: Tiglath-Pileser III through Esarhaddon (State Archives of Assyria, 6), 1991; Lanfranchi G.B. and Parpola S. The Correspondence of Sargon II, Part II: Letters from the Northern and Northeastern Provinces (State Archives of Assyria, 5), 1990; Livingstone A. Court Poetry and Literary Miscellanea (State Archives of Assyria, 3), 1989; Luukko M. and Van Buylaere G. The Political Correspondence of Esarhaddon (State Archives of Assyria, 16), 2002; Mattila R., Legal Transactions of the Royal Court of Nineveh, Part II: Assurbanipal Through Sin-sarru-iskun (State Archives of Assyria, 14), 2002; Parpola S., Assyrian Prophecies (State Archives of Assyria, 9), 1997; Parpola S. and Watanabe K. Neo-Assyrian Treaties and Loyalty Oaths (State Archives of Assyria, 2), 1988; Parpola S., Letters from Assyrian and Babylonian Scholars (State Archives of Assyria, 10), 1993; Parpola S., The Correspondence of Sargon II, Part I: Letters from Assyria and the West (State Archives of Assyria, 1), 1987; Reynolds F. S., The Babylonian Correspondence of Esarhaddon and Letters to Assurbanipal and Sin-sarru-iskun from Northern and Central Babylonia (State Archives of Assyria, 18), 2003; Starr I. Queries to the Sungod: Divination and Politics in Sargonid Assyria (State Archives of Assyria, 4), 1990.

45. Smith S.A. Die Keilschriftttexte Assurbanipals, Konigs von Assyrien, Leipzig, 1887.

46. Klauber E.G. Politisch – religiose Texte aus der Sargoniden zeit. Leipzig, 1913.

47. Thompson, R. Campbell: The Epic of Tukulti-Ninurta. In: The Annals of Archaeology and Anthropology. Band 20, S. 116 ff.; Thompson R.С. The Prisms of Esarhaddon and Ashurbanipal Found at Nineveh, 1927-8. London, 1931.

48. Piepkorn A. Historical Prism Inscriptions of Assurbanipal. Chicago, 1933.

49. Pritchard J.B. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament. Princeton, 1955; Pritchard J.B. The Ancient Near East. Princeton, vol. 1, 1973, vol. 2, 1975.

50. Weidner E.F. Die Inschriften Tukulti-Ninurtas Iund seiner Nach folger. Cruz. 1959 (Archiv fur Orientforchung, Beihelt, 12.

51. TadmorHaim, YamadaShigeo. The Royal Inscriptions of Tiglath-pileser III, King of Assyria (744-727 BC) and Shalmaneser V (726-722 BC). (The Royal Inscription of the Neo-Assyrian period, volume 1 (RINAP 1)). Winona Lake, Indiana, 2011.

52. Leichty E. The Royal Inscriptions of Esarhaddon, King of Assyria (680-669 BC). (The Royal Inscription of the Neo-Assyrian period, volume 4 (RINAP 4)). Winona Lake, Indiana, 2011.

53. Gelb I. J. Sargonic texts in the Lowvre museum, Chicago. 1970.

54. Albright W. New light from Egypt on the chronology and history of Israel and Judah // Bulletin of the American School of Oriental Research. New Ha­ven, 1953, № 130, p. 4-11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Хронология Ассирии от основания города Ашшура до крушения Ассирийского государства.

 

Часть I. Хронологические таблицы.

 

Правители Ассирии, согласно царских списков Ассирии1:

 

Тудия

Адаму

Янги

Шах(?)ламу (KIT(?)-lamu)

Хархару (Хархау)

Мандару

Имсу

Хар(?)су            Итити, сын Якулаба2

Дидану             (Итити, сын Ининлаба завоевал г. Гасур3)

Хану

Зуабу

Нуабу

Абазу

Белу

Азарах

Азузу

- Подчинялся царю Маништусу из Киша4

 

Урда(хи)

- Подчинялся правителю Агаде (Аккада) Нарам-Суэну5

Ушпиа

- Построил храм Эхарсагкуркурра, храм бога Ашшура6

 

Апиасал, сын Ушпиа

Хале, сын Апиасала

Саману, сын Хале

Хайану, сын Саману

Илумер, сын Хайану

Якмеси, сын Илумера

Якмени, сын Якмеси

Язкур-илу, сын Якмени

Ила-кабкаби (Бел-кабкаби, Энлил-капкапи7), сын Язкур-илу

- Основал в г. Ашшур храм Эхарсагкуркурра (= «Гора земель»)8.

 

Амину, сын Ила-кабкаби9

Сулили, сын Амину (Силулу, сын Дакики)10

- В начале VIII в. до н.э. Сулили считался древнейшим правителем города Ашшур11.

 

Зарику(м)

- Построил храм в честь Бур-Суэна (вар.: Амар-Суэна), правителя Ура, в состав государства которого входил Ашшур12.

 

Киккиа

- Построил стену города Ашшура13.

 

Акиа

Пузур-Ашшур I

- Построил стену города Ашшура14

Шаллим-аххе (Шаллим-ахум), сын Пузур-Ашшура15

- Построил храм богу Ашшуру и дворец […]-Даган16.

Илу-шум (Илушума). Сын Шаллим-ахума

- Построил храм богини Иштар в городе Ашшур17;

- Построил храм богини Динити в г. Ашшур18;

- «Учредил свободу жителям Аккада и их детям» от болот Ура, Ниппура, Авала, Кисмара, Дера (города бога Иштарана) до Ашшура»19.

 

ТАБЛИЦА 1

 

Год

Имя лимму20

События по спискам лимму

События, согласно документов21

 

Шу-Иштар, сын Абила

 

1-й год правления Эришу(ма) I (вар.: Иришум, Еришум), сына Илу-шума.

 

Шуккутум, сын Ишухума

 

2-й

 

Иддири-Илум, сын Куруб-Иштара

 

3-й

 

Шу-Анум, сын Исалийа

 

4-й

 

Инах-или, сын Кики

 

5-й

 

Суетайа, сын Ирибума

 

6-й

 

Дайа, сын Исухума

 

7-й

 

Или-еллити

 

8-й

 

Шамаш-таб

 

9-й

 

Агуса

 

10-й

 

Иднайа, сын Судайа

 

11-й

 

Кукадум, сын Бузу

 

12-й

 

Пузур-Иштар, сын Бедаки

 

13-й

 

Ла-кепум, сын Бабиди

 

14-й

 

Шу-Лабан, сын Куруб-Иштара

 

15-й

 

Шу-Белум, сын Ишухума

 

16-й

Между 16-39 годами правления Эришу(м) восстановил Эхарсагкуркурра, храм бога Ашшура, который строил Ушпиа22.

 

Наби-Суэн, сын Шу-Иштара

 

17-й

 

Хадайа, сын Элали

 

18-й

 

Эннам-Ашшур, сын Бегайа

 

19-й

 

Икунум, сын Шудайа

 

20-й

 

Ицмид-илум, сын Идида

 

21-й

 

Бузутайа, сын Ишухума

 

22-й

 

Шу-Иштар, сын Аммайа

 

23-й

 

Иддин-Ашшур, kumrum

 

24-й

 

Пузур-Ашшур sa I3NUN

 

25-й

 

Кукадум, сын Бузу

 

26-й

 

Ибни-Адад, сын Сусайа

 

27-й

 

Еришум, сын Адад-Раби

 

28-й

 

Минанум, сын Бегайа

 

29-й

 

Иддин-Суэн, сын Шаллим-ахума

 

30-й

 

Пузур-Ашшур, сын Иднайа

 

31-й

 

Шули, сын Упхакума

 

32-й

 

Ла-кепум, сын Зукуа

 

33-й

 

Пузур-Иштар, сын Эрисуа

 

34-й

 

Агуа, сын Адад-Раби

 

35-й

 

Шу-Суэн, сын Циллийа

 

36-й

 

Эннам-Ашшур, сын Бегайа

 

37-й

 

Энна-Суэн, сын Пуццанума

 

38-й

 

 

 

(год неизвестен):

Эришу(м):

- Построил стены и ворота г. Ашшур23;

- Построил храм бога Эллиля в г. Ашшур24;

- Начал строить в г. Ашшуре храм бога Адада25.

- Построил храм с названием «Дикий бык»26.

 

Эннанум, сын Упхакума

 

39-й27

Умер Эришу(ма) I. На трон вступил Икуну(м) (вар.: Икинум, Икуним), сын Эришу(ма).

 

Бузу, сын Адад-Раби

 

1-й Икуну(ма).

 

Шули, сын Шаллим-Ахума

 

2-й

 

Иддин-Суэн, брат Шули

 

3-й

 

Икунум, сын Шудайа

 

4-й

 

Дан-Вер (сын Ахуахи?)

 

5-й

 

Шу-Анум из Нерабтима (сын Ахуахи?)

 

6-й

 

Или-массу, сын Ашшур-таба

 

7-й

 

Шу-Хубур, сын Шули

 

8-й

 

Идиа (вар.: Идуа), сын Цулили

 

9-й

 

Ла-кепум, сын Пузур-Лаба

 

10-й

 

Шу-Анум из хапиру

 

11-й

 

Уку, сын Бела

 

12-й

 

Ашшур-малик, сын Панака

 

13-й

 

Дан-Ашшур, сын Пузур-Вера

 

14-й

 

Шу-Кубум, сын Ахуахи

 

15-й

 

 

 

(год неизвестен)

Икуну(м):

- Достроил храм бога Адада, начатый Эришу28;

- Построил храм Эрешкигала29;

- Перестроил стену г. Ашшура, построенную Киккией30.

 

Эришум, сын Иддин-Ашшура

 

16-й

Умер Икуну(м). На трон взошел Шаррукин (вар.: Шарумкен) I, сын Икуну(ма)31.

 

Ашшур-малик, сын Агатума

 

1-й Шаррукина I

 

Ашшур-малик, сын Эннанийа

 

2-й

 

Ибисуа, сын Суэн-нада

 

3-й

 

Базийа, сын Бал-Туту

 

4-й

 

Пузур-Иштар, сын Сабасийа

 

5-й

 

Писах-или, сын Адина (вар.: Адима)

 

6-й

 

Аскудум, сын Ла-кепума

 

7-й

 

Или-пилах, сын Дамкума

 

8-й

 

Кулали

 

9-й

 

Сусайа

 

10-й

 

Амайа, sa kakke

 

11-й

 

Ипхурум, сын Или-еллата

 

12-й

 

Куданум, сын Ла-кепума

 

13-й

 

Или-бани, сын Икунума

 

14-й

 

Шу-Кубум, сын Сусайа

 

15-й

 

Кукиди, сын Амур-Ашшура

 

16-й

 

Абийа, сын Нур-Суэна

 

17-й

 

Шу-Иштар, сын Шуккутума

 

18-й

 

Базийа, сын Шеп-Алима

 

19-й

 

Шу-Иштар kakkabanum, сын Икунума

 

20-й

 

Абийа, сын Шу-Дагана

 

21-й

 

Салийа, сын Шабакура(нума)

 

22-й

 

Ибни-Адад, сын Баккунум

 

23-й

 

Ахам-арши, сын Малкум-ишара

 

24-й

 

Суккалийа, сын Минанума

 

25-й

 

Иддин-Ашшур, сын Кубиди

 

26-й

 

Шудайа, сын Эннанума

 

27-й

 

Ал-таб, сын Пилах-Ашшура (вар.: Пилахайа)

 

28-й

 

Ашшур-дамик, сын Абарсисума

 

29-й

 

Пузур-Нирах, сын Пузур-Суэна

 

30-й

 

Амур-Ашшур, сын Каррийа

 

31-й

 

Бузузу, сын Ибби-Суэна

 

32-й

 

Шу-Хубур, сын Элали

 

33-й

 

Илшу-раби, сын Базийа

 

34-й

 

Али-ахум, сын Инах-или

 

35-й

 

Таб-Ашшур, сын Шухарума

 

36-й

 

Элали, sangum, сын Икунума

 

37-й

 

Иддин-абум, сын Нарбитума

 

38-й

 

Адад-бани, сын Иддин-Ашшура (вар.: Пузур-Эа)

 

39-й

 

 

 

(год неизвестен)

Шаррукин:

- Отремонтировал храм богини Иштар, построенный Илушумой32;

- Достраивал стену города Ашшура, начатую его отцом33.

 

Ашшур-иддин, сын Шули

 

40-й

Умер Шаррукин I. На трон взошел Пузур-Ашшур II, сын Шаррукина I.

 

Ашшур-нада, сын Пузур-Анна

 

1-й Пузур-Ашшура II.

 

Кубийа, сын Каррийа

 

2-й

 

Или-дан, сын Элали

 

3-й

 

Цилулу, сын Уку

 

4-й

 

Ашшур-нада, сын Или-бинанни

 

5-й

 

Икун-пи-Иштар, сын Икуа

 

6-й

 

Бузутайа, сын Шули

 

7-й

 

 

 

(год неизвестен)

Пузур-Ашшур достраивал стену города Ашшура, начатую его дедом и отцом34.

 

Иннайа, сын Амуррайа

 

8-й

Умер Пузур-Ашшур II.

Нарам-Син, сын Пузур-Ашшура, вступил на трон Ашшура.

(вар.: Умер Пузур-Ашшур II. На трон взошел Аху-Ашшур (?). Но Нарам-Син, сын Пузур-Ашшура, сверг Аху-Ашшура (?) и воцарился сам) 35.

 

Шу-Син, сын Паппилума

Начало СМ8

1-й Нарам-Сина

 

Ашшур-малик, сын Али-Ахума

 

2-й

 

Ашшур-имитти, сын Или-бани (malahum)

 

3-й

 

Эннам-Син (вар.: Энна-Суэн), сын Шу-Ашшура, жреца бога Сина (Суэна)

 

4-й

 

Акутум из Тутубайатума, сын Алим-Ахума

Взят[…] Масиам-или36

5-й

 

Маци-или, сын Эришума37

 

 

 

Идди(н)-Ахум, сын Куданума

 

6-й

 

Саманум (вар.: Самайа, сын Шу-Белума)

Аминум взял Шадуппум38

7-й

 

Илли-эннам

(вар.: Или-алум, сын Суккалийа)

Син-абум захватил землю Сит39

8-й

 

Эннам-Анум, сын Ашшур-малика

 

9-й

 

Эннам-Ашшур, сын Дунни-Эа (вар.: Дан-Эа)

 

10-й

 

Эннам-Син (вар.: Энна-Суэн, сын Шу-Иштара)

 

11-й

 

Ханнанарум

 

12-й

 

Дадийа

 

13-й

 

Капатийа

 

14-й

 

Ишме-Ашшур, сын Эа-дана

 

15-й

 

Ашшур-Маттаббил, сын Азизума

 

16-й

 

Шу-Нирах, сын Азузайа

 

17-й

 

Идди(н)-абум

Син-абум […]40

18-й

 

Или-дан, сын Азуза (вар.: Азуа)

 

19-й

 

Ашшур-имитти, сын Иддин-Иштара

 

20-й

 

Бузайа, сын Абийа

 

21-й

 

(вариант списка лимму от Бузайа до Ашшур-малика41):

- Дадийа, сын Шу-Илабрата;

- Пузур-Иштар, сын Нур-илишу;

- Исайа, сын Даган-малкума;

- Абу-шалим, сын Или-алума;

- Ашшур-реи, сын Или-емуки;

- Таб-Ашшур, сын Узуа;

- Шу-Рама, сын Узуа;

- Суэн-ишмеани

 

 

 

Инайа

 

Родился царь Шамши-Адад

22-й

Родился Шамши-Адад, сын Ила-Кабкаби, правителя г. Терка42.

 

 

 

(год неизвестен: между 22 (или раньше?) – 42-м годами правления Нарам-Сина в Ашшуре):

- Ила-Кабкаби, правитель г. Терка, и Яггид-лим, правитель г. Мари, заключили договор о дружбе и мире.

- Яггид-лим, правитель г. Мари, нарушил договор о мире с Ила-кабкаби и напал на Терку.

- Ила-Кабкаби, правитель Терки, пошел на Мари и разрушил стену у г. Мари (или г. Мари).

- Яггид-им, правитель г. Мари, захватил г. Терка. Ила-Кабкаби с семьей бежал. Терка включена в состав государства г. Мари43.

 

[…]

 

Затмение солнца.

Умер Аминум44

23-й

 

[…] – Адду

 

 

24-й

 

 

 

25-й

 

 

 

26-й

 

 

 

27-й

 

 

 

28-й

 

 

 

29-й

 

 

 

30-й

 

 

 

31-й

 

 

 

32-й

 

 

 

33-й

 

 

 

34-й

 

Ашшур-малик, сын Шу-Ханиша

 

35-й

 

Даниа (вар.: Дан-Эа, сын Абу-Вакара)

Захвачен Хупшум45

36-й

 

Эннам-Син (вар.: Энна-Суэн, сын Иддин-Абума)

Наводнение в дальней земле46

37-й

 

Ашшур-балати

 

38-й

 

Эннам-Ашшур (вар.: Энна-Суэн)

 

39-й

 

Итур-Ашшур

 

40-й

 

Шу-Бели

 

Ила-кабкаби (отец Шамши-Адада) захватил Супрум47

41-й

 

Шаррум-Адад, (сын Бузазу)

Умер Ила-кабкаби. Шамши-Адад стал царем48

42-й

 

 

Шу-Лабан

 

43-й

 

Ашшур-имитти

Луллу нанес поражение царю (Шамши-Ададу или Нарам-Сину?) в Лазапатуме49

44-й

 

Дадайа (сын Шаррум-Адада?)

Мут-абих […]50

45-й

 

Дадайа, вторично

 

46-й

 

Ахи-шалим

 

47-й

 

Уцур-ша-Иштар

 

48-й

 

Катайа

 

49-й

 

Шу-Син

 

50-й

 

Абу-шалим

 

51-й

 

Шу-Дайа

 

52-й

 

Шу-Дадим (Шу-Дадум)

 

53-й

 

Ашшур-Тукулти

 

Шамши-Адад разбил человека Уннини и Мут-Иа[…] поразил51

54-й

 

Пузур-Иштар

 

55-й

 

Атанах

 

56-й

 

Эришум

 

Шамши-Адад разбил […] в Дур-[…]52

57-й

 

Ашшур-еннам-шалим

 

58-й

 

Иниб-Иштар (Инби-Иштар, сын Син-ишмеанни)

 

59-й

 

Ашшур-Бел-малки(м) (сын Иддин-абума)

 

60-й

 

Бе[…] (Беланум)

Кирбана […]53

61-й

 

(вариант списка лимму от Беланума до Хайа-малика54):

- Суккаллум

- Амур-Ашшур

- Ашшур-нишу

- Мунаввирум

- Иднайа, сын Ашур-имитти

- Дадайа (сын Шаррум-Адада?)

- Пузур-Нирах

- Абийа

- Эдинум, сын Белу-раби

- Ашшур-таклаку (сын Иллил-нада или Илабрат-бани)

- Ишим-Суэн (сын Иддин-Ашшура, Икун-пийа или Хаштума)

- Адад-бани

- Аби-шагиш (сын Шалим-Ашшура или Иа-ми-на-нима)

- Таб-цилли-Ашшур (сын Белийа или Икун-пи-Ашшура)

- Иддин-Ашшур (сын Абу-шалима?)

- Намийа (сын Ипик-Адама (вар.: Ипкидама))

- Аху-шарри (сын Или-алума)

- Дадайа

- Эннам-Ашшур

- Атанум

- Ашшур-таклаку

 

 

 

 

Шамши-Адад […]

62-й

 

 

Шамши-Адад […]

63-й

 

 

 

(год неизвестен):

Нарам-Сина перестроил стену г. Ашшура, построенную Кикиа55.

 

Шу-илишу

 

Шамши-Адад пошел к Кар-Дуниашу

64-й

(между годом лимму Шу-илишу и годом лимму Атамар-Иштара):

Эришу II, сын Нарам-Сина, вступил на трон Ашшура56.

 

Ибни-Адад

 

 

Шамши-Адад пришел из Кар-Дуниаша и захватил Экаллат57.

 

 

 

 

1-й год Шамши-Адада в Экаллате

 

 

 

2-й год Шамши-Адада в Экаллате

 

 

 

(год неизвестен: между 2-м годом Шаши-Адада в Экаллате и 13-м годом Шаши-Адада I в Ашшуре58):

- год, в который Йахду(н)-лим, царь г. Мари, ходил походом на землю г. Эккалат59;

- год, в который Йахду(н)-лим, царь г. Мари, предал огню урожай земли Шамши-Адада, сына Ила-Кабкаби60;

- год, в который Йахду(н)-лим, царь г. Мари, нанес поражение армии Шамши-Адада у ворот г. Нагар61.

 

Атамар-Иштар

 

Шамши-Адад пришел из Экаллата, захватил Ашшур, сверг Эришу, сына Нарам-сина и сам сел на трон Ашшура62.

3-й год Шамши-Адада в Экалате

Шамши-Адад (вар.: Шамши-Адду), сын Ила-Кабкаби (вар.: Игур-кабкаби63), пришел из Экаллата, захватил Ашшур, сверг Эришу, сына Нарам-сина и сам сел на трон Ашшура.

Шамши-Адад уничтожил святыни Ашшура64.

 

 

 

1-й Шамши-Адада

(между 1-26 годами правления)

Шамши-Адад восстановил храм бога Ашшура, который строил Эришу, сын Илу-шума, и назвал его Эхарсагкуркурра65.

 

 

 

2-й

 

 

 

3-й

 

 

 

4-й

 

 

 

5-й

 

 

 

6-й

 

 

 

7-й

 

 

 

8-й

 

[]

 

9-й

 

Идна-Ашшур

 

10-й

 

Атанум

 

Шамши-Адад разбил 12 царей.

Йахдим-Лим, царь Мари […] эти цари вернулись […]

11-й

Шамши-Адад разбил армию 12 царей, которую возглавлял Йахдим-Лим (вар.: Йахдун-Лим), царь Мари66.

 

Ашшур-таклаку

Шамши-Адад разбил […]67

12-й

(12-й - начало 14-го года правления):

Шамши-Адад:

- захватил берег р. Евфрат, г. Мари и г. Тутул (и, возможно, г. Терка) у Йахду(н)-лима, царя г. Мари, и посадил на трон г. Мари и г. Тутул своего младшего сына Йасмах-Адада68. Суму-Иамам, наследник Йахдун-Лима удержал за собой города Халабит и Саггартум69.

Шамши-Адад:

- построил храм бога Дагана в пределах Терка70.

 

[…]

 

13 -й

 

 

Хайа-малик (сын Дуданума)

 

14-й

 

 

 

(между 14 – 24 годами правления Шамши-Адада):

- Ишме-Даган, старший сын Шамши-Адада, правитель г. Экаллат, сообщил младшему брату Йасмах-Ададу, правителю г. Мари и г. Тутул, что информация Йасмах-Адада, которую тот сообщил про Син-тири Шамши-Ададу, неверна. Ишме-Даган извещает брата, что Шамши-Ададу передали о недовольстве Йасмах-Адада назначением Айштуллы правителем города Каттунан71;

- Йасмах-Адад, правитель г. Мари и г. Тутул, просил Шамши-Адада передать под его управление также г. Шубат-Шамаш. Шамши-Адад, видимо, отказал Йасмах-Ададу72.

- Шамши-Адад обязал Йасмах-Адада, правителя г. Мари и г. Тутул, построить ему в г. Тутул 60 кораблей, и пообещал вернуть в Тутул плотников, которых забрали на работы в г. Шубат-Шамаш73;

- Шамши-Адад высказал свое недовольство Йасмах-Ададу, правителю г. Мари и г. Тутул, за то, что тот поверил клевете Син-илуни на Мубалшига74;

- Шамши-Адад возмущен, что в г. Мари у Йасмах-Адада задержаны посланники правителя г. Катна и что военачальник Муту-Бисир вымогает у них подарки. Шамши-Адад потребовал немедленно отправить посланников правителя г. Катна к нему75.

- Шамши-Адад предложил Кувари, правителю страны г. Шушарра, совместно напасть на г. Шикшаббум76;

- Шамши-Адад находится в Аррапхе. Он ждет у себя Кувари, царя Шушарры с войском, если последний не завоевал Шикшаббум77;

- Кувари, правитель страны г. Шушарра, признал себя правителем, подчиненным власти Шамши-Адада78;

- Шамши-Адад завоевал г. Шикшаббум. В Шикшаббуме Шамши-Адад принял посанника Эндушше, правителя гутиев, враждебного Кувари из Шушарры. Эндушше заверил Шамши-Адада, что не будет нападать на страну г. Шушарра и враждовать с Шамши-Ададом79.

 

(между 14 – 30 годами правления Шамши-Адада):

- Кочевники напали на земли г. Рапикум80.

 

(между 14-31 годами правления Шамши-Адада):

Хаммурапи, царь Вавилона, отозвал 2000 своих воинов из г. Ида, расположенного на границах с владениями Йасмах-Адада, правителя г. Мари и г. Тутул81.

 

(между 14-33 годами правления Шамши-Адада):

- 1000 кочевников – сутиев готовят нападение на г. Яблия на р. Евфрат – владение Шамши-Адада82;

- Шамши-Адад требует от Йасмах-Адада, правителя г. Мари и г. Тутул, произвести перепись населения во владениях Йасмах-Адада83;

- Йасмах-Адада собирает армию (3000 воинов из своих владений; 2000 кочевых ханаанеев отца) для похода на […]84;

- Шамши-Адад извещает Йасмах-Адада, правителя г. Мари и г. Тутула, что информация Яшуб-Эля не соответствует действительности85;

- Шамши-Адад перевел Шамаш-элласа из Терки в Тутул. Йасмах-Ададу велено назначить нового правителя Терки86;

- Шамши-Адад запретил Йасмах-Ададу, правителю г. Мари и г. Тутул, проводить смотр войск вениаминитов, чтобы не вызвать недовольства в государстве Ямхад, и велел построить боее 40 кораблей87;

- Ишме-Даган, правитель г. Экаллат(ум), завоевал г. Нилиммар88;

- Самадахума, военачальник Йасмах-Адада, правителя г. Мари и г. Тутул, завоевал селение Цибат в дни, когда Йасмах-Адад шел с войком на г. Кибару89;

- Шамши-Адад направил караван в г. Катну и потребовал от Йасмах-Адада, правителя Мари, чтобы тот обеспечил проход каравана через г. Терка90;

- Шамши-Адад захватил Мар-Адду и построил храм богу Дагану91.

 

(между годом подчинения страны г. Шушарра власти Шамши-Адада и 33-м годом правления Шамши-Адада):

- Угроза нападения врагов на Шушарру. Из Шушарры бегут юди г. Утаи люди г. Куншум (вар.: Кушнум), переселенные в Шушарру правителем Шушарры Кувари. Шамши-Адад прислал в помощь Кувари 600 воинов и предлагает Кувари прибыть к нему в Шубат-Энлиль92;

- Армия Ишме-Дагана вышла из Эшнунны и пошла в г. Каштаппум, где находилась ставка Шамши-Адада. Шамши-Адад велел Кувари, царю Шушарры, прислать к нему 1000 воинов93; 

- Шамши-Адада послал армию Этеллуму и велел Кувари, царю Шушарры, прислать ему 1000 воинов94.

 

Шалим-Ашшур, сын Шаллим-Анума94а

 

15-й

 

Шаллим-Ашшур, сын Уцранума

 

16-й

 

Эннам-Ашшур

 

Шамши-Адад захватил землю […]95

17-й

 

 

 

(между 17-25 годами правления Шамши-Адада):

- Шамши-Адад предложил Йасмах-Ададу, правителю г. Мари и г. Тутул, прислать в Шубат-Энлиль из Мари дочерей бывшего правителя Мари Йахду(н)-лима96.

 

Син-мубаллит (сын Ашшур-иддинама)

 

Шамши-Адад захватил землю […]97

18-й

 

Риш-шамаш (сын Анум-пиша?)

Ишме-Даган разбил […]98

19-й

 

Ибни-Адад (сын Ашшур-тукулти)

 

ШамшиАдад захватил землю […]99

20-й

 

Ашшур-имитти

 

Шамши-Адад разбил […] и захватил ее100

21-й

 

Илли-Эллати (вар.: Или-эллити) (сын Ашшур-нишу)

 

22-й

 

Ригманум

Муна […]101

23-й

 

Икун-Пийа (вар.: Икуппийа), (сын Шаллим-Ашшура)

 

Муна […] разбил […] и Шамши-Адад […] Ме-Туран […] для Дадуша, царя Эшнунны, […]102

24-й

 

Аскудум

 

Шамши-Адад захватил Кабру103

25-й

7 дней Шамши-Адад приносил жертвы в Аррапхе.

12 аддара перешел реку Заб, и выступил на землю г. Кабра104.

Шамши-Адад завоевал города Аиннум и Замиятум (расположены на берегу р. М. Заб) страны Кабра, пошел и завоевал сам город Кабра105.

Спустя 5 дней, после завоевания г. Кабра, Шамши-Адад нанес поражение племени яиланум и завоевал г. Хибару (300 его воинов попали в плен)106.

Союзный яиланум Яшуб-Адад, правитель земли Ахазум, поспешил признать власть Шамши-Адада над собой, и принес клятву верности Шамши-Ададу сначала в Аррапхе, а потом (вторично) в г. Аиннум на берегу р. Малый Заб107.

 

Ашшур-малик

 

 

Ишме-Даган разбил армию г. Ахазум и Шамши-Адад захватил Нурругум и захватил эти девять царей: Кибрум, царь […], Иашуб-Адад, царь Ахазума, […], Иашуб-Лим, царь […], он отдал их, как добычу Дадуше108.

26-й

В месяце махранум Шамши-Адад захватил все 40 поселений земли Арбела и поставил там гарнизоны109.

Яшуб-Адад, правитель земли Ахазум, выступил против Шамши-Адада и заключил союз с правителем страны Какмум110. К их союзу присоединились: правитель г. Нурругу(м), Яшуб-лим, правитель […], Кибру(м), правитель […]. Всего 9 царей объединились против Шамши-Адада. Союзники начали стягивать войска в страну г. Кабра, которая то ли восстала против Шамши-Адада, то ли ее захватили союзники111.

Шамши-Адад, собирая армию для похода на союзников, предупредил подвластного ему Кувари, правителя страны г. Шушарра, что на Кувари возможно нападение Эндушше, правителя гутиев112.

Шамши-Адад послал впереди себя сына Ишме-Дагана с армией. Ишме-Даган уничтожил войска страны Ахазум и, присоединившихся к ним, воинов племен турукку (этот же поход?: Шамши-Адад послал Ишме-Дагана с армией из г. Кабра в страну Ахазум. У г. Иккалнум в з. Ахазум Ишме-Даган разбил армию турруканцев.)113.

Шамши-Адад пришел в страну Ахазум следом за сыном. Отсюда он выступил на г. Нурругу(м), завоевал его и разгромил враждебную коалицию. Захватил в плен 9 царей (в том числе Яшуб-Адада из Ахазума, Кибру(ма) из […], Яшуб-Лима из […]). Пленных царей Шамши-Адад передал подвластному ему Дадушу, царю г. Эшнунна (На деле Яшуб-Адада захватил Кувари, правитель Шушарры в союзе а Луллу(меями))114.

Из г. Нурругу(м) Шамши-Адад направил в страну Ахазум Лидайю, с отрядами турукку, служившими Шамши-Ададу115.

Пока Шамши-Адад воевал на востоке с коалицией, Йасмах-Адад, правитель Мари и Тутула, выступил с армией на г. Катна116.

Ишхи-Адад, правитель г. Катна, признал власть Шамши-Адада над собой, и выдал свою дочь замуж за Йасмах-Адада117.

Шамши-Адад прислал Йасмах-Ададу отряды численностью в 900 человек для укрепления гарнизона Катны118.

 

(26-й – 27-й годы правления Шамши-Адада): Шамши-Адад сообщил Кувари, царю Шушарры, что турруку, прислнные Кувари к Шамши-Ададу, стали врагами Шамши-Адада и ушли в горы119.

 

 

 

(между 26-33 годами правления Шамши-Адада):

Шамши-Адад:

- восстановил храм Эменмуе в округе Эмашмаш, который строил Маништусу из Агаде (Аккада); семь поколений, после падения Агаде (Аккада), храм лежал в развалинах, пока Шамши-Адад захватил Нарругу и восстановил храм120;

- построил зиккурат богини Иштар в Ниневии и назвал его Экидуркуга121;

- восстановил в Ниневии стелу Маништусу122.

 

Ахийайа (сын Ла-кепума)

 

 

Туруккены стали враждебны. Шамши-Адад и Ишме-Даган разбили туруккенов и […] в Буруллане.

Муту-Бнсир […] разбил […] у ворот Саггаратума.

Йасмах-Адад, правитель Мари и Тутула, нанес поражение яминитам на берегу р. Евфрат123.

27-й

Племена турукку под предводительством Лидайи выступили против Шамши-Адада. Их отряды осадили г. Нитум.

Ишме-Даган начал собирать свой войска. Лидайа тут же увел войска турукку. Лидайа оставил свой г. Уту.

Шамши-Адад объединил свои войска с отрядами Ишме-Дагана и пошел на турукку. Шамши-Адад и Ишме-Даган разбили турукку в Буруллане и завоевали страну г. Уту124. Ишме-Даган вступил в г. Буруллум. Против него стоит армия Лидайи турруканца125.

Военачальник Йасмах-Адада, царя Мари, по имени Муту-Бнсир […] разбил […] у ворот Саггаратума.

Йасмах-Адад, правитель Мари и Тутула, нанес поражение яминитам на берегу р. Евфрат126.

 

 

 

(между 27 – 33 годами правления Шамши-Адада):

- Ишхи-Адад, правитель г. Катна, просит своего зятя Йасмах-Адада, правителя г. Мари и г.Тутула, помочь ему войсками и прибыть в Катну вместе с женой – дочерью Ишхи-Адада127;

- Газизанум, Аби-саре, Хами-урку – вожди кочевников сутиев – собрали около 2000 воинов и отправились грабить окрестности Катны.

Отряд в 60 сутиев грабит Тадмор и Нашаллу128;

- Ишхи-Адад, правитель г. Катна, предлагает своему зятю Йасмах-Ададу, правителю г. Мари и г.Тутула, прибыть к нему в Катну и совместными усилиями захватить три плохо укрепленных города129:

- Ишхи-Адад, правитель г. Катна, получил от Ишме-Дагана, правителя г. Экаллат, 20 мин олова в обмен на 2-х лошадей, которые стоят 600 сиклей серебра. Ишхи-Адад возмущен подобным поступком Ишме-Дагана130;

- Из владений Йасмах-Адада, согласно распоряжению Шамши-Адада, для строительных работ в Шубат-Энлиле, Нинуве ( = Ниневия), Экаллате, поставляются стволы дерева сарбатум, а из Катны – финиковая пальма, кипарисы, миртовое дерево (через порт – г. Каттунан)131;

- В Мари прибыли войска, которые находились в г. Катна. Шамши-Адад предлагает Йасмах-Ададу прислать ему войска, которые три года стояли в г. Туттуль и г. Яблие132.

 

(порядок лимму предположителен):

(лимму 28-33 годов правления

Шамши-Адада133):

- Авилийа;

- Нимар-Син (вар.: Нимар-Суэн) (сын Ашшур-нишу);

- Адад-бани (сын Пузур-или);

- Тиаб-цилли-Ашшур (вторично) (сын Белийа или Икун-пи-Ашшура);

- […] – лимму года, следующего за годом лимму Тиаб-цилли-Ашшура;

- Икун-пи-Син133а.

 

 

 

 

 

28-й

 

 

 

29-й

 

 

 

30-й

 

 

 

31-й

Хаммурапи, царь Вавилона, завоевал земли г. Рапикум и г. Шалиби (принадлежали Шамши-Ададу?). После чего Хаммурапи и Шамши-Адад заключили договор о мире134.

 

 

 

(между 31-33 годами правления Шамши-Адада):

- Уштан-шарри, сын Уллум-Тишни, из племени турукку, бежал из Вавилона к Машуму, подданному Шамши-Адада.

Хаммурапи, царь Вавилона, обратился к Шамши-Ададу с просьбой выдать ему Уштан-шарри.

Шамши-Адад приказал конфисковать дом и имущество Машума, и схватить Уштан-шарри и Машума, которые находились в г. Сагартум135.

 

 

 

32-й

 

 

 

(год не известен):

Шамши-Адад:

- построил себе дворец в г. Ашшур136;

- Храм Эрешкигаля, который строил Икунум, сын Эришу, рухнул. Шамши-Адад восстановил его137;

- построил г. Шубат-Энлиль и перенес в него из г. Ашшур столицу государства. Портом г. Шубат-Энлиля стал г. Каттунан138;

- построил в г. Терка храм бога Дагана из Терки, который назвал Экисига ( = Его молчаливый храм)139;

- Шамши-Адад несколько раз получал ослов от Анна-Адада, правителя страны Андарик140.

 

 

 

(год не известен, но последовательность событий сохранена):

Шамши-Адад:

- усмирил землю между реками Тигр и Евфрат;

- Восстановил храм бога Эллиля в г. Ашшур, который построил Эришу, сын Илушума, и назвал его Эамкуркурра ( = Храм Дикого Быка земель)141;

- воздвиг свою статую на берегу Великого моря в стране Лабан ( = Ливан)142;

- принес в Ашшур дань царей Тикриша и царя Верхней страны (в год, когда восстановил храм бога Энлиля в Ашшуре)143.

 

 

 

33-й Шамши-Адада ( = 12-й Хаммурапи, царя Вавилона; = 5-й Ибал-пи-Эля, царя Эшнунны).

Умер Шамши-Адад. Ишме-даган, сын Шамши-Адада, взошел на трон Шубат-Энлиля и Ашшура.

После своего вступления на трон, Ишме-Даган известил своего брата Йасмах-Адада, правителя г. Мари и г.Тутул, что за Йасмах-Ададом остаются все его владения и титулы, а г. Уту станет владением Йасмах-Адада. Ишме-Даган предлагает Йасмах-Ададу встретиться и принести братские клятвы друг другу144.

Ишме-Дагану подчиняются Ибал-пи-Эль, царь г. Эшнунна и народы Хатамти (асс.: Эламту; библ.: Элам)145.

 

 

 

(между годом вступления на трон Ишме-Дагана и годом потери Шушарры):

- Курашанум, человек Ишме-Дагана в Экаллате, выслал войска в г. Халлуливе, и потребовал от Кувари, царя Шушарры, чтобы тот также выслал свои войска в г. Халлуливе. Курашанум сообщил Кувари, что Ишме-Даган разбил 6.000 армию врага146.

- Вожди турукку (среди них: Янтаким, Лу-Нинсуанна, Ватер-Нанум) начали объединяться против государства Ишме-Дагана147;

- У турукку начался голод. Они пришли в область г. Хирбазанум, где разграбили деревню и настроили против себя всех местных. Из-за этого турукку ушли в область г. Тигунанум. У них голод148;

- турукку захватили г. Каккулатум и совершили набег во внутренние районы государства Ишме-Дагана149;

- Ишме-Даган с армией преследовал турукку, убил многих из них, но турукку сумели уйти за реку, к себе, в область г. Тигунанум150;

- Лидайа с отрядами турукку вступил в страну г. Шушарра и разрушил в ней два города. Ишме-Даган с армией пришел в Шушарру и турукку отступили в холмы. Ишме-Даган, изучив ситуацию, пришел к выводу, что Шушарру удержать нельзя, а потому население страны собрался выселить в округа городов Аррапха и Кабра151;

 

(между годом вступления на трон Ишме-Дагана и годом захвата г. Мари Зимри-лимом):

- Ханаанеи ограбили окрестности Шубат-Энлиля152;

- Ишме-Даган просит Йасмах-Адада, правителя г. Мари и г. Тутула, прислать письмо, с которым Каррадум выступит перед вождями ханаанеев153;

- Ишме-Даган завоевал города Таррум, Хатка, Шунхум, Хурара154;

- Вражеская армия вторглась во владения Йасмах-Адада, правителя г. Мари и г. Тутуа155;

- Ишме-Даган ведет наступление на страну г. Кабра. Он захватил все укрепленные города страны Кабра, в том числе г. Кирхадат. Осталось [захватить (?)] г. Кабра156;

- Ищме-Даган сообщает Йасмах-Ададу, что на пути к нему мулы и ослы-лагу из стран Андарик и Хабре157.

 

 

 

1-й Ишме-Дагана

 

 

 

2-й

 

 

 

3-й

 

 

 

4-й

Ибал-пи-Эль, царь г. Эшнунна, уничтожил г. Рапику (владение Хаммурапи, царя г. Вавилон). Не ясно: Ибал-пи-Эль действовал самостоятельно или по указанию (или в союзе) Ишме-Дагана158.

 

 

 

5-й

 

 

 

(год неизвестен):

- Зимри-лим, сын (?) Йахдун-лима, захватил у правителя Мари Йасмах-Адада Туттуль с областью, и пошел походом против племени Йамина.

Ишме-Даган потерпел поражение, в результате которого Йасмах-Адад был вынужден оставить Мари. В Мари вступил Зимри-лим и обнаружил, что царский дворец полностью разграблен159.

 

 

 

(годы неизвестны: между захватом Мари Зимри-лимом и 16-м годом правления Ишме-Дагана):

- 500 турруку подошли к Экаллату и Ашшуру, и заняли весь путь до г. Разама. Они захватили 100 пленных и 50 быков160;

- Ишме-Даган разбил на реке армию союзников (2000 турруку, 2000 китру, 1000 яхруру)161;

- Ибал-пи-Эль и Букакум прибыли в Ашшур к Ишме-Дагану, где узнали о победе армии з. Гургуррум (500 воинов) над армией з. Кабра (2.000 воинов; их царь - Ардиганди)162;

- Ишме-Даган заключил мир с племенами турукку.

Ишме-Даган взял себе в жены дочь Зазийа, одного из вождей турруку. Войска г. Эшнунна вошли в состав армии Ишме-Дагана, как вспомогательные163;

- Зимри-лим, царь г. Мари, предложил заключить мир Хаммурапи, царю г. Вавилон. Хаммурапи дал согласие, чтобы между ним, Зимри-лимом и Ишме-Даганом был заключен мир164;

- Ашкур-Адад, правитель г. Карана, решил передать г. Каттара во владение Ишме-Дагану.

5 лиллиятума военачальник Куккутанум поднял мятеж воинов г. Каттар против данного плана Ашкур-Адада. Но мятежникам не удалось захватить города Каттар и Карана и 11 лиллиятума страна успокоилась, и восстание прекратилось. Куккутанум бежал в страну г. Андарик. Но Атамрум, правитель Андарика, выдал Куккутанума Ашкур-Ададу. Куккутанум был казнен в г. Карана165;

- Атамрум (вар.: Атамруру), правитель страны г. Андарик перешел из под власти Ишме-Дагана под власть Хаммурапи, царя Вавилона166.

- Ибал-пи-Эль, царь г. Эшнунна, объявил о своей независимости от власти Ишме-Дагана167;

- Карни-Лим, царь Андарига, захватил у Ишме-Дагана г. Шубат-Энлиль168;

- Ишме-Даган оставил в Экаллате вместо себя своего сына Мут-Ашкура. Сам же Ишме-Даган прибыл с визитом в Вавилон к царю Хаммураби. В Вавилоне Ишме-Даган серьезно заболел. Узнав о болезни Ишме-Дагана жители Экаллата пригласили в город Атамрума, царя Аллахада. Атамрум занял Экаллат и посадил его правителем Хаммутара. Ишме-Даган обратился за помощью к Хаммураби, царю Вавилона. Хаммураби выделил Ишме-Дагану имущество, чтобы Ишме-Даган передал подарок правителям Хатамти (библ.: Элам), которым подчинялся Атамрум, чтобы правители Хатамти дали команду Атамруму удалить Хаммутара из Экаллата169;

- В Экаллат вошли войска Эшнунны, союзника Хатамти (Элама), - военачальник Липит-Син ( = Липиссу) и 500 воинов.

В г. Кавалхум Ишме-Даган заключил союз с Зазайа, сыном Терн[ае], вождем турруку. Зазайа дл дань Зазуму-гутию. Ишме-Даган и Зазайа послали 3.000 воинов к Экаллату. У Экаллата эти воины убили 100 человек и несколько сот захватили в плен; также они атаковал 4 города у Курдишшатума. Зазайа с армией атаковал Липиссу. Липиссу с воинами оставил Экаллат и ушел в Эшнунну. Зазайи заключил союз с Хаммураби, царем Курда170;

- Государство Ишме-Дагана выбыло из числа влиятельных государств. В числе влиятельных государств остались: Вавилон, Ларса, Эшнунна, Катна, Ямхад, и, возможно, Мари171.

 

 

 

6-й

 

 

 

7-й

 

 

 

8-й

 

 

 

9-й

 

 

 

10-й

 

 

 

11-й

 

 

 

12-й

 

 

 

13-й

 

 

 

14-й

 

 

 

15-й

 

 

 

16-й

 

 

 

17-й

 

 

 

18-й

 

 

 

19-й

 

 

 

20-й

 

 

 

21-й

 

 

 

22-й

 

 

 

23-й

 

 

 

(год неизвестен)

Ишме-Даган построил башни ворот г. Ашшур172.

 

 

 

24-й

Хаммурапи из Вавилона завоевал Ашшур173

 

 

 

25-й

 

 

 

26-й

 

 

 

27-й

 

 

 

28-й

 

 

 

29-й

 

 

 

30-й

 

 

 

31-й

 

 

 

32-й

 

 

 

33-й

 

 

 

34-й

 

 

 

35-й

 

 

 

36-й

 

 

 

37-й

 

 

 

38-й

 

 

 

39-й

 

(известные лимму Ассирии в правление Ишме-Дагана174):

- Эннам-Ашшур (сын Ашшур-таклаку?);

- Ашшур-емуки;

- Абу-шалим;

- Пуццанум (сын Адад-раби);

- Икун-пи-Иштар (сын Аху-шалима);

- Ахийайа (сын Такики);

- Белийа (сын Энна-Суэна);

- Или-бани;

- Ашшур-таклаку (сын Иллил-нада иада или Илабрат-бани);

- Сассапум (сын Ашшур-малика);

- Аху-вакар (сын DAM.GAR3);

- Кизурум;

- Дадийа (сын Иддина-Суэна?);

- Иа-ам(?)-аха (?);

- Адад-бани;

- Эннам-Ашшур (сын Ашшур-таклаку?);

- Аттайа (сын Шамайи);

- Айа;

- Азубийа;

- Куркуданум (сын Шамаш-реи);

- Цабрум (сын Пузур-Суэна);

- Хадиу (вар.: Хадием) (сын Ахийайа);

- Дадийа (сын Иддин-Суэна?);

- Айа (А-а-а);

- Зизайа (сын Абинара);

- Адад-бани;

-Хабил-кенум (сын Цилли- Иштара);

- Амур-Иштар;

- Ипик-Иштар;

- […] (вар.: Ашшур-кашид или Ашшур-нишу);

- Пузур-[x];

- Шуми-Илабрат

 

 

 

 

 

40-й Ишме-Дагана.

Умер Ишме-Даган. На трон Ашшура взошел Мут-Ашкур, сын Ишме-Дагана.

 

 

 

(после Ишме-Дагана в Ашшуре правили (возможно, как наместники царей Вавилона):

- Мут-Ашкур, сын Ишме-Дагана (вар.: […]-Ашшур)

- Риму[ш]

- Асинум, внук Шамши-Адада175

 

 

 

(год неизвестен): Пузур-Син, сын Ашшур-бел-шама, ашшурец старинного рода, изгнал из Ашшура Асинума, как представителя рода «пришлого чужеземца» Шамши-Адада, и вступил на трон Ашшура176.

 

 

 

(год неизвестен):

Пузур-син:

- уничтожил дворец Шамши-Адада, как «иностранца», осквернившего святыни Ашшура;

- построил стену до ворот Илула177.

 

 

 

(год неизвестен)

Возможно, что после Пузур-Сина трон захватил Ашшур-дугул, «сын никого»178.

 

(список известных лимму Ассирии при царях, преемниках Ишме-Дагана179):

- Кисти-или;

- Пилах-Суэн (сын Икунума);

- Нимар-куби (сын Уцур-пийа);

- Ашшур-таклаку (сын Иллил-нада или Иллабрат-бани);

- Бузуа;

- Уцур-ша-Ашшур;

- А-хи(?)-а-тал(?);

- Пуханум;

- Хахийа (сын Ашшур-таклаку?);

- Дадийа;

- Ишме-киттум;

- Ашшур-муттаббил;

- Асирум;

- Эннайа (сын Хурмайа);

- Иштар-тулид (сын Шагиш-кенум);

- Эдинум;

- Ада-ри(?)-А-шур(?);

- Анаку-ана-Ашшур (сын Ашшур-таба)

 

 

 

ТАБЛИЦА 2

 

Год

Список лимму

Походы,

согласно

списка

лимму

События, согласно документов

 

 

 

 

 

 

 

Ашшур-дугул, «сын никого», силой захватил трон в Ашшуре.

Против Ашшур-дугула выступили и боролись за трон все его время правления те, чьи отцы неизвестны», но они провозгласили себя «царями (патеси) Ашшура»:

- Ашшур-апла-иддин

- Нацир-Син

- Син-намир

- Ибки-Иштар

- Адад-Цалулу

- Адаси1

 

 

 

1-й Ашшур-дугула

 

 

 

2-й

 

 

 

3-й

 

 

 

4-й

 

 

 

5-й

 

 

 

6-й

Умер или свергнут Ашшур-дугул2.

Бел-ибни (вар.:  Белубани), сын Адаси,  взошел на престол Ассирии.

 

 

 

1-й Бел-ибни

 

 

 

2-й

 

 

 

3-й

 

 

 

4-й

 

 

 

5-й

 

 

 

6-й

 

 

 

7-й

 

 

 

8-й

 

 

 

9-й

 

 

 

10-й Бел-ибни.

Умер Бел-ибни. На трон взошел Либайа, сын Бел-ибни.

 

 

 

1-й Либайи

 

 

 

2-й

 

 

 

3-й

 

 

 

4-й

 

 

 

5-й

 

 

 

6-й

 

 

 

7-й

 

 

 

8-й

 

 

 

9-й

 

 

 

10-й

 

 

 

11-й

 

 

 

12-й

 

 

 

13-й

 

 

 

14-й

 

 

 

15-й

 

 

 

16-й

 

 

 

17-й Либайи.

Умер Либайа. На трон взошел Шарма-Адад I, сын Либайи.

 

 

 

1-й Шарма-Адада I

 

 

 

2-й

 

 

 

3-й

 

 

 

4-й

 

 

 

5-й

 

 

 

6-й

 

 

 

7-й

 

 

 

8-й

 

 

 

9-й

 

 

 

10-й

 

 

 

11-й

 

 

 

12-й Шарма-Адада.

Умер Шарма-Адад. На трон взошел Ибтар-Син, сын Шарма-Адада.

 

 

 

1-й Ибтар-Сина

 

 

 

2-й

 

 

 

3-й

 

 

 

4-й

 

 

 

5-й

 

 

 

6-й

 

 

 

7-й

 

 

 

8-й

 

 

 

9-й

 

 

 

10-й

 

 

 

11-й

 

 

 

12-й3

Умер Ибтар-Син. На трон взошел Базайа, сын Ибтар-Сина..

 

 

 

1-й Базайи

 

 

 

2-й

 

 

 

3-й

 

 

 

4-й

 

 

 

5-й

 

 

 

6-й

 

 

 

7-й

 

 

 

8-й

 

 

 

9-й

 

 

 

10-й

 

 

 

11-й

 

 

 

12-й

 

 

 

13-й

 

 

 

14-й

 

 

 

15-й

 

 

 

16-й

 

 

 

17-й

 

 

 

18-й

 

 

 

19-й

 

 

 

20-й

 

 

 

21-й

 

 

 

22-й

 

 

 

23-й

 

 

 

24-й

 

 

 

25-й

 

 

 

26-й