Общий список

Хронология правления царей Мидии и дата восстания царя Египта Псамметиха I против Ассирии.

 

Источники по данному вопросу можно разделить на четыре группы:

1. Немногочисленные документы из Египта периода правления Псамметиха I;

2. Ассиро-вавилонские документы времени правления царей Ассирии Ашшур-ах-иддина и Ашшур-бани-апала;

3. Труды античных и раннесредневековых авторов;

4. Сведения из неканонической Библии.

Две последние группы источников требуют критического осмысления и осторожного применения.

 

Прежде, чем приступить к решению интересующей нас проблемы, разберем информацию Библии в книге Иудифи (Юдифь).

Согласно книги Иудифи Навуходоносор, царь Ассирии в свои 12-й1 и 17-й2 годы правления вел войну с Арфаксадом, царем Мидии. Арфаксад попал в плен и был убит Навуходоносором в 9-й месяц 17-го года правления последнего3. А в 22-й день 1-го месяца 18-го года своего правления Навуходоносор отправил в поход полководца Олоферна4.

Попробуем установить о каком царе Ассирии или Вавилона идет речь в данном случае.

В связи с тем, что в списке государств и народов, перечисляемых от Киликии до Эфиопии, и в описании военных действий, упоминается лишь государство Иудея и нет ни слова о государстве Израиль5, надо полагать, что поход Олоферна проходил в период, когда независимого Израиля уже не существовало – то есть после смерти царя Ассирии Шульмануашареда (библ. Салманасар) V (722 г. до н.э.).

По длительности правления для периода после смерти завоевателя Израиля подходят: царь Вавилона Набу-кудур-уцур II (библ. Навуходоносор) – правил 43 года; царь Ассирии Сеннахериб (библ. Сеннахерим) – правил 24 года; царь Ассирии Ашшур-бани-апал – правил 38 или более лет.

Царь Вавилона Набу-кудур-уцур (библ. Навуходоносор) не может быть царем Навуходоносором из книги Иудифи, так как его современниками являлись цари Мидии Хувахштра (акк.: Уаксатар, гр.: Киаксара) и Иштумегу (акк. форма имени; иранская форма не ясна; гр.: Астиаг). Их судьба хорошо известна. Иштумегу (Астиаг) был разбит своим внуком царем Аншана Курушем (акк.: Кураш, гр.: Кир) II, и доживал свой век в плену6. Хувахштра (Киаксара) умер своей смертью, вскоре после заключения мира между Лидией и Мидией в 585 г. до н.э.7. То есть, ни один из этих двух царей Арфаксадом быть не может.

Против отождествления Навуходоносора из книги Иудифи с царем Ассирии Сенаххерибом свидетельствует следующее. Во-первых, царь Сеннахериб составителям Библии был хорошо известен под именем Сеннахерим8, ему были посвящены пространные рассказы, и маловероятно, что составители спутали его с Навуходоносором или дали бы Сеннахерибу иное имя. Во-вторых, Навуходоносор призывает идти с ним на Мидию народы Персии9 и народы Запада: «живущим в Киликии и Дамаске, Ливане и Антиливане, и ко всем живущим на передней стороне Приморья, и между народами Кармила и Галаада и в верхней Галилее и на великой равнине Ездрилон, и ко всем, живущим в Самарии и городах ее, и за Иорданом до Иерусалима, и Ветани и Хела, и Кадиса и реки Египетской, и Тафны и Рамессы и во всей земле Гесемской до входа в верхний Танис и Мемфис, и ко всем живущим в Египте до входа в пределы Эфиопии»10.

То есть из вышеизложенного текста видно, что в поход призываются подвластные царю Ассирии народы и среди них «живущие в Египте до входа в пределы Эфиопии». Но ни о каком контроле над Египтом при Сенаххерибе и речи быть не могло. Более того, из описания похода Сенаххериба на Езекию, царя Иудеи, следует, что дальше Пелусия Сеннахериб не прошел11.

Лучше всего политическая ситуация при которой было возможно массовое неповиновение народов Запада (от Киликии до Эфиопии) подходит к правлению царя Ассирии Ашшур-бани-апала периода 16-20-го годов правления последнего (652 – 648 гг. до н.э.), когда против Ассирии выступила широкая коалиция во главе с Шамаш-шум-укиным, царем Вавилона12. К тому же, в начале своего правления Ашшур-бани-апал восстановил свою власть в Египте13, завоеванным его отцом Ашшур-ах-иддиным (библ. Асархаддон и Сахердан)14 и, поэтому естественно, что собирая силы для похода на Мидию, он потребовал воинские подразделения от подвластных ему правителей Египта. То есть мы можем сделать вывод, что царь Ассирии Навуходоносор из книги Иудифи это царь Ассирии Ашшур-бани-апал, чье имя более ни разу не упоминалось в Библии15.

Косвенным подтверждением, что поход Навуходоносора на Арфаксада это поход Ашшур-бани-апала на Мидию, являются сведения из библейской Книги Товита и ассиро-вавилонских документов времени Ашшур-ах-иддина. В Книге Товита сообщается, что при царе Ашшур-ах-иддине (библ. Сахердан) существует город Экбатаны Мидийские16, который окружил мощными оборонительными стенами царь Арфаксад Мидийский17. Согласно ассиро-вавилонским документам времени Ашшур-ах-иддина, в конце правления данного царя Ассирии18 началось антиассирийское восстание Каштарити в Мидии, в ходе которого большая часть Мидии вышла из под власти Ассирии19.

Естественно напрашивается вопрос, почему Ашшур-бани-апал не отразил в своих анналах такое знаменательное с точки зрения Библии событие, как разгром Мидийского царства Арфаксада? Для того, чтобы ответить на этот вопрос разберем, кого из царей Мидии, известных нам по другим источникам подразумевает Библия под именем Арфаксада.

На основании выше изложенного мы имеем, что Арфаксад пал в 9-й месяц 17-го года правления Ашшур-бани-апала, то есть в ноябре-декабре 651 г. до н. э.20.

Однако, согласно Павсанию, Аристомен, царь Мессении, в конце своей жизни, прибыл на о. Родос, в г. Иалис, намереваясь отсюда ехать в Сарды к лидийскому царю Ардису, сыну Гигеса, и дальше в мидийские Экбатаны, к царю Фраорте (ир.: Фравартиш), но заболел и умер на о. Родос21.

Из анналов же Ашшур-бани-апала следует, что Ардис стал царем Лидии не раннее 645 г. до н. э.22.

Таким образом, можно сделать вывод, что Арфаксад был предшественником царя Мидии Фравартиша (гр.: Фраорта).

Согласно античной традиции предшественником царя Фравартиша (Фраорты) был его отец Дахйаука (акк.: Дайукку, гр.: Дейок)23, основатель мидийского царства. Отсюда можно предположить, что Дахйаука (Дейок) и есть царь Арфаксад. Тем более, что их объединяют сообщение Геродота и книги Иудифи о строительстве Экбатан, а также имя Дахйаука (Дейок) по Ктесию – Артаес24, созвучное Арфаксаду. Согласно Геродоту Дейок (Дахйаука) построил город Экбатаны и укрепил его мощными стенами25. Согласно книги Иудифи Арфаксад окружил Экбатаны мощными стенами26.

Таким образом, из выше изложенного имеем, что строитель Экбатан Дахйаука (Дейока) погиб в войне с Ашшур-бани-апалом в 651 г. до н.э. Также из выше изложенного возникает вопрос о настоящем имени Дахйауки (Дейоки), в связи с существующим мнением, что «дахйаука» один из титулов царей Мидии27.

Согласно Геродоту Дахйаука (Дейок) правил 53 года28, по Евсебию, Кефалиону и Асохику – 54 года29, Ктесий считал, что Артаес правил 40 лет30. Отсюда можно сделать вывод, что Дахйаука (Дейок) правил Мидией в 705/704-651 гг. до н.э. (по Ктесию в 691 – 651 гг. до н.э.)31.

Вернемся к вопросу освещения в анналах Ашшур-бани-апала похода на Мидию Дахйауки-Арфаксада.

Рассмотрим, что представляло собой Мидийское царство при Дахйауке (Дейоке).

Если верить Геродоту Дахйаука (Дейок) стал царем мидийских племен постепенно. Сначала он проявил себя как судья. Затем построил город Экбатаны, переселив туда жителей окрестных селений, и сильно укрепил его. При этом объявил себя царем и ввел дворцовый царский ритуал. Одновременно с этим Дахйаука (Дейок) постепенно подчинял себе одно мидийское племя за другим. В перечислении Геродота эти племена выглядят так: бусы, паретакены, струхаты, аризанты, будеи и маги32.

В 656 г. до н.э. (12-й год правления Ашшур-бани-апала) границы государства Дахйауки (Дейоки) расширились до долины Рагава, на которую имели виды ассирийцы. По-видимому, началась не очень масштабная приграничная война между двумя государствами.

Но при этом Дахйаука (Дейок) отнюдь не являлся самым сильным и влиятельным правителем Мидии, о чем свидетельствует поражение Дахйауки (Дейоки/Артаеса) в войне с мидийскими племенами кадусиев (их правитель Парсонд (гр. форма имени)), обитавшими на берегу Каспийского моря33. В большой войне между двумя мидийскими государствами Дахйауки (Дейоки/Арфаксада) и Парсонда, Дахйаука потерпел сокрушительное поражение, а территория его государства была опустошена кадусиями34.

Таким образом, государство Дахйауки (Дейоки) было одним из многих, с которыми приходилось иметь дело Ашшур-бани-апалу. Поэтому не удивительно, что, так красочно расписанная Библией, война Навуходоносора (Ашшур-бани-апала) и Арфаксада (Дахйауки) в анналах царя Ассирии не выделялась. Скорее всего, она являлась частью военной операции Ашшур-бани-апала против коалиции мидийских государств, лидерами которой являлись Биришатра и сыновья Гаги (Шарати и Парихи (все формы имен аккадские)), в ходе которой царь Ассирии разгромил 75 укрепленных городов35. Составители же Библии просто перенесли на эпоху Арфаксада (Дахйауки) свои знания о могущественной Мидийской державе, которую они знали. И, таким образом, превратили второстепенное государственное образование части мидийских племен в грозного соперника Ассирии. Реальным же основателем мидийской империи был Фравартиш (Фраорта), который, согласно Геродоту, сначала завоевал племена персов, а потом и «Азию»36. Наивысшего же своего могущества Мидия достигла при царе Хувахштре (Киаксаре) после крушения Ассирии.

Рассмотрим хронологию прочих царей Мидии.

Для начала разберем хронологию правления царя Иштумегу (Астиага).

25 мая 585 г. до н.э.37 во время сражения армии Лидии с армией Мидии произошло солнечное затмение. Оба противника были так напуганы этим знамением природы, что поспешили заключить перемирие, которое быстро переросло в прочный мир. Вскоре после заключения мира умер царь Мидии Хувахштра (Киаксара) и на трон Мидии вступил царь Иштумегу (Астиаг)38.

Согласно Геродоту Астиаг правил 35 лет39; согласно Кефалиону, Евсебию и Асохику  – 38 лет40.

Из Сиппарского цилиндра царя Вавилона Набу-Наида следует, что в 3-й год правления Набу-Наида (=553 г. до н.э.) Куруш (Кураш; Кир), царь Аншана (гр.: Персии) восстал против Иштумегу (Астиага), царя умман-манда (=Мидия)41.

В ходе восстания Куруш (Кир) разгромил мидян, захватил в плен Иштумегу (Астиага) и увел его в свою страну.

Согласно Вавилонской хроники 7 не позднее 6-го года правления Набу-Наида (=550 г. до н.э.) Куруш (Кир) закончил войну с Иштумегу (Астиагом)42.

Отсюда мы можем видеть, что более верна дата Геродота (585 – 550 г. до н.э. = 35 лет) и Иштумегу (Астиаг) правил 35 лет, а  Хувахштра (Киаксара) умер во второй половине 585 г. до н.э.

Таким образом, на общее правление Фравартиша (Фраорты) и Хувахштры (Киаксары) приходится 66 лет (650 г. до н. – 585 г. до н.э.).

Рассмотрим, что предлагают нам источники по длительности правления этих царей. Для Фравартиша (Фраорты) дают две цифры – 2243 и 2444 года правления: для Хувахштры (Киаксары) – 3245 и 4046 лет правления.

Для начала разберем, в чем причина подобного расхождения источников в количестве лет правления Хувахштры (Киаксары) – 32 года и 40 лет.

Согласно Геродоту, когда Киаксара (Хувахштра) пошел на Ассирию, разбил ассирийскую армию и осадил Нин (Ниневию), против него выступили скифы во главе с царем Мадием, сыном Прототия, которые вторглись в Мидию (Они пришли в Мидию, преследуя киммерийцев47). Киаксара (Хувахштра) снял осаду с Нина (Ниневии) и поспешил на защиту своих владений, но был разбит, утратил господство над Азией и подчинился скифам. После победы над Мидией скифы пошли на Египет48.

Скифы владели Азией 28 лет. Но, в конце концов, Киаксара (Хувахштра) и мидийцы на пиру перерезали большую часть скифов и вернули себе независимость49. Остатки скифов утратили господство над Азией и, изгнанные мидийцами, ушли на Родину, где были вынуждены воевать с рабами50.

Согласно же Юстину во время своего третьего похода в Азию, скифы не были дома 8 лет. При возвращении из этого похода им пришлось воевать со своими рабами51.

То есть факт войны с рабами по возвращению из похода свидетельствует, что Геродот и Юстин пишут об одном и том же походе.

Описывая более ранние события, Юстин сообщает, что после того, как скифы дошли до болот Египта и не вторглись в него, они 15 лет воевали Азию, после чего ушли домой52. Таким образом, можно сделать вывод, что поход на Египет состоялся раньше 3-го похода скифов в Азию и, скорее всего, являлся частью 2-го похода скифов в Азию.

К 1-му походу скифов в Азию, видимо, относятся действия скифских царей Ишпакая и Бартатуа (гр. Прототий) в 677-672 годах до н.э., когда скифы выступали союзниками государства Мана в ее войне с Ассирией, и соседствовали с какой-то группой киммерийцев. Около 672 г. до н.э. царь скифов Бартатуа (Прототий), по-видимому, породнился с царем Ассирии Ашшур-ах-иддиным, взяв за себя дочь последнего53.

Надо понимать, что после этого между скифами и Ассирией был заключен военный союз и, во время своих последующих походов в Азию, скифы попутно оказывали помощь Ассирии в борьбе с ее врагами.

Таким образом, согласно Юстина, было три похода скифов в Азию.

Первый, вероятно, состоялся в 670-е годы до н.э. Длился этот поход 5 – 6 лет и, возможно, закончился браком скифского царя Бартатуа (Прототия) с дочерью царя Ассирии Ашшур-ах-иддина.

Второй длился 15 лет и начался с похода на Египет против царя Псамметиха I, к тому времени, видимо, провозгласившего свою независимость от Ассирии.

Третий длился 8 лет и начался с нашествия на Мидию Хувахштры (Киаксары) в помощь Ассирии.

28 лет скифского господства в Азии Геродота – это, видимо, общее число лет пребывания скифов в Азии в ходе всех трех походов. В отличие от Юстина, Геродот не знал, что скифы трижды появлялись в Азии, и объединил все их три нашествия в один 28 -летний поход.

Из Юстина становятся понятными расхождения источников в длительности правления царя Мидии Хувахштры (Киаксары). Одни источники считают лишь 32 года самостоятельного правления Хувахштры (Киаксары), после изгнания им скифов, другие же добавляют к ним еще 8 лет скифского господства в Мидии и, таким образом, получают 40 лет правления Хувахштры (Киаксары).

Проблему нехватки двух (четырех) лет (из 66) при длинном (коротком) варианте хронологии Фравартиш (Фраорта) (24 (или 22) года правления) – Хувахштра (Киаксара) (40 лет правления) - вместе 64 (или 62) года - можно решить ниже изложенным образом.

651 г. до н.э. Смерть Дахйауки (Дейоки). На трон Мидии вступает Фравартиш (Фраорта).

627 г. до н.э. (24-й год правления Фравартиша (Фраорты)) (или 629-й год до н.э. (22-й год правления Фравартиша) ?). Поход Фравартиша (Фраорты) на Ассирию. Поражение и гибель Фравартиша (Фраорты) с большей частью армии. Вступление на трон Хувахштры (Киаксары).

625-й год до н.э. Поход Хувахштры (Киаксары) на Ассирию. Поражение войск Ассирии. Мидийцы осадили Ниневию. Нашествие союзных Ассирии скифов на Мидию. Поражение Хувахштры (Киаксары) от скифов. Установление над Мидией скифского господства. Начало отсчета правления Хувахштры (Киаксары) группой источников.

617 г. до н.э. Изгнание скифов из Мидии. Хувахштра (Киаксара) вновь обретает независимость. Начало отсчета правления Хувахштры (Киаксары) другой группой источников.

615 г. до н.э. Новый поход Хувахштры (Киаксары) на Ассирию. Хувахштра (Киаксара) сразился с ассирийцами под Аррапхой54.

614 г. до н.э. Хувахштра (Киаксара) действовал в окрестностях Ниневии и взял штурмом город Ашшур.  В Ашшуре встреча Хувахштры (Киаксары) с Набу-апла-уцуром, царем Вавилона. Заключен военный союз Мидии с Вавилоном55.

612 г. до н.э. Хувахштра (Киаксара), царь Мидии, и Набу-апла-уцур, царь Вавилона, взяли Ниневию – столицу Ассирии. Царь Ассирии Син-шар-ишкун погиб56.

Отсюда  видно, что цифра Геродота о 28 годах господства скифов над Азией никак не распространяется на их господство в Мидии, так как в противном случае получается, что скифы правили Мидией в 629/627- 601/599 годах до н.э. и, соответственно, Хувахштра (Киаксара) громил Ассирию, будучи под властью скифов. Последнее утверждение противоречит самому Геродоту, по которому Киаксара (Хувахштра) сокрушил Ниневию после изгнания скифов57.

Таким образом, на основании выше изложенного хронология царей Мидии будет выглядеть так:

Дахйаука (Дейок)  правил в 705/4 (вар.: 691) – 651 гг. до н.э.

Фравартиш (Фраорта)   651 – 629/627 гг. до н.э.

Хувахштра (Киаксара)  629/627 – 585 гг. до н.э.

Иштумегу (Астиаг)        585 – 550 гг. до н.э.

 

Из выше изложенного можно попытаться определить хронологию второго похода скифов на Азию.

Со времени царя Ашшур-аха-иддина из Ассирии и Бартатуты (гр. Прототия) из Скифии царские дома скифов и Ассирии состояли в родстве. Именно поэтому в 625 году до н.э. царь Ассирии Син-шар-ишкун обратился за помощью против мидян к своему дяде – царю Мадию, царю скифов. То есть, можно с определенной долей уверенности утверждать о наличии союза между скифами и Ассирией.

В 627 (или в 629?) г. до н.э. царь Мидии Фрвартиш (гр. Фраорта) пошел походом на Ниневию. Сомнительно, что подобный поход мог состояться в случае присутствия в Азии союзной Ассирии скифской конницы.

Таким образом, 628 (630?) г. до н.э. – это нижняя граница присутствия скифов в Азии во время их второго 15-летнего похода.

Согласно Юстину свой второй поход в Азию скифы начали с нашествия на Египет. Но подобное не могло быть раннее образования независимого от власти Ассирии Египта.

Царь Египта Псамметих I окончательно изгнал ассирийцев из Египта в 649 г. до н.э. (доказательство приведено ниже). Таким образом, 648 год до н.э. – это верхняя граница начала второго похода скифов в Азию.

Согласно анналам редакции IT и редакции H царя Ассирии Ашшур-бани-апала, написанным около 643/642 годов до н.э. царь киммерийцев Дугдамме (гре. Лигдамид) не боляся Ассирии и угрожал нашествием на ее владения58. Маловероятно, чтобы подобное могло происходить во время присутствия в Азии союзной Ассирии скифской конницы.

Зато из более поздних надписей царя Ашшур-бани-апала известно, что около 640-го г. до н.э. грозные киммерийцы потерпели поражение, а их новый царь Сандакшатра (асс.: Сандакуру) попал в плен к Ашшур-бани-апалу59. Не исключено, что победа царя Ассирии над киммерийцами связана с появлением в Малой Азии скифской конницы.

И, таким образом, модно предположить, что второе 15-летнее пребывание скифов в Азии приходится на 643/642 – 629/628 годы до н.э.

 

Теперь вернемся к вопросу о дате изгнания ассирийцев из Египта при царе Псамметихе I.

На основании книги Иудифи можно утверждать, что в свой 17-й год правления (651 г. до н.э.) Ашшур-бани-апал считал Египет своим владением, а в 18-й год (650 г. до н.э.) двинул на него карательные войска, как на мятежную провинцию60.

Косвенным доказательством справедливости данного утверждения является сообщение, что мятежный царь Вавилона Шамаш-шум-укин, который восстал в 16-й год правления (652 г. до н.э.), заключил союз с царем Мелуххи (= Куш), но не с царем Мусура (= Египет)61. То есть, Египет еще принадлежал Ассирии, а войска Куша должны были нанести удар по ассирийским гарнизонам и ставленникам в Египте.

Из выше изложенного напрашивается вывод, что мнение исследователей об изгнании ассирийцев из Египта царем Псамметихом I еще в середине 650-х годов является ошибочным и во многом основано на не верной датировке смерти царя Лидии Гига (в 652 или 654 г. до н.э.)62. Так как в одной из своих надписей Ашшур-бани-апал жалуется, что царь Лидии Гиг выступил против Ассирии и послал свои войска царю Египта Псамметиху, восставшему против Ассирии, исследователи отнесли восстание Псамметиха на середину 650-х годов (до смерти Гига).

Сегодня уже можно считать твердо доказанным, что Гиг погиб в середине 640-х годов и уж, наверняка, после 648 г. до н.э.63.

Таким образом, возникает вопрос, так когда все-таки Псамметих I окончательно изгнал ассирийцев из Египта?

Помощь в решении данного вопроса может оказать сообщение Диодора, согласно которому первые 15 лет правления Псамметиха I в Египте царила додекархия, то есть союз двенадцати царей. С ликвидацией додекархии Псамметих стал единоличным правителем64. Так как 1-й год правления Псамметиха I приходится на 664 г. до н.э., то 16-й65 – на 649 г. до н.э. И, видимо, год, когда Псамметих I ликвидировал додекархию66 и объединил страну и есть год, когда Египет окончательно освободился от присутствия ассирийцев в стране. То есть, на основании выше изложенного, хронологически это выглядит так.

652 г. до н.э. (16-й год правления Ашшур-бани-апала; 13-й год правления Псамметиха I): Шамаш-шум-укин, царь Вавилона, восстал против Ассирии. Ему на помощь пришли войска Хатамти (библ.: Элам), арабов, арамеев и многих других государств и народов.

651 г. до н.э. (17-й год правления Ашшур-бани-апала; 14-й год правления Псамметиха I): Основные силы Ассирии завязли в боях в Вавилонии. С северо-востока Ассирии угрожает коалиция правителей Мидии. Ашшур-бани-апал собирает войска для похода на Мидию. Псамметих I и, возможно, прочие правители Египта отказываются слать свои войска в поход на Мидию. Ашшур-бани-апал выступил в поход без них.

650 г до н.э. (18-й год правления Ашшур-бани-апала; 15-й год правления Псамметиха I): Главные силы ассирийской армии заняты в Вавилонии. Окончился поражением карательный поход ассирийских войск (Олоферна) против Киликии – Сирии - Палестины – Египта. Ассирийская армия не добралась до Египта, что, вероятно, позволило Псамметиху I изгнать ассирийских наместников и ассирийские гарнизоны из страны.

649 г. до н.э. (19-й год правления Ашшур-бани-апала; 16-й год правления Псамметиха I): Главные силы ассирийской армии заняты в Вавилонии. В Египте проведена реформа управления. Ликвидирована додекархия. Псамметих I объявлен единоличным правителем Египта. Последние остатки ассирийцев и их сторонников выдворены из страны. Официально Псамметих I объявил о своей независимости не ранее второй половины 649 г. до н.э. Не ранее этого же времени перестал слать гонцов с данью в Ниневию и Гиг, царь Лидии. Это следует из того, что в месяце абу(=июль-август) при лимму Аху-илае, наместнике Гаргамиша (был лимму в 649 г. до н.э.), когда писалась одна из победных стел Ашшур-бани-апала, царя Ассирии, в Ниневии еще не знали об «измене» Псамметиха и Гига67.

Таким образом, можно сделать вывод, что Псамметих I использовал восстание Шамаш-шум-укина против брата для того, чтобы освободить Египет от ассирийцев и их сторонников, и произошло это в 651 – 649 годах до н.э.

Из выше изложенного также напрашивается вывод, что именно изгнание скифов из Мидии предопределило судьбу Ассирийской империи.

 

Примечания.

 

1. Библия, Иудифи, 1, 1-5.

2. Библия, Иудифи, 1, 13-15.

3. Это легко высчитывается. После возвращения из похода на Мидию Навуходоносор 120 дней пировал в Ниневии вплоть до 22-го дня 1-го месяца 18-го года своего правления (Библия, Иудифи, 1, 16 - 2, 1). Отнимите 120 дней от названной даты и получите 9-й месяц 17-го года правления Ашшур-бани-апала (Навуходоносора).

4. Библия, Иудифи, 2, 1-5.

5. Библия, Иудифи, 1, 6 -12; 2, 21 - 4,7; 5, 6 – 24; 15, 1-10.

6. Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985, с. 15-18

7. Геродот. История. М., «Ладомир», «Аст». 1999, Кн. I, 74, 106. Доказательство, что Хувахштра (Киаксара) умер в 585 г. до н.э. смотри в статье ниже.

8. Библия, IV царств, 18, 13-19, 37; II хроник, 32, 1-23; Исайа, 36, 1 - 37, 38; Товита, 1, 15 – 22.

9. Библия, Иудифи, 1, 7.

10. Библия, Иудифи, 1, 7-10.

11. Геродот, II, 141; Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск, «Беларусь», т.2, 1994, Кн. 10, 1, 1-5.

12. Grayson A.K. Assyrian and Babylonian chronicles. Locust-Yalley – New-York, 1975, p. 128-132; Lucenbill D.D. Ancient records of Assyria and Babylonia. Chicago. Illinois, vol.2, 1927, p. 300-305, 313-319, 335-339, 342, 354-357, 399-405.

13. Grayson, p. 86, 128; Lucenbill, vol.2, 290-302, 323-330, 340-342, 347-354, 366.

14. Grayson, p. 85-86, 127-128; Lucenbill, vol.2, 221, 224-229.

15. Мнение ряда исследователей, что царь Навуходоносор из книги Иудифи – это царь Сирии Антиох IV из династии Селевкидов, вызывает сомнение. Так, в частности, И.М. Дьяконов, считает, что «Война Навуходоносора с «Арфаксадом, царем Мидии»… служит лишь для того, чтобы вызвать у читателя аналогию с событиями его собственного времени, а именно, с восточной войной Антиоха IV, протекавшей большей частью в Мидии. Поход Олоферна должен был для читателя ассоциироваться с походом военачальника Антиоха IV, Лисия, на Палестину в 167 г. до н.э., вызвавшим, очевидно, создание этой патриотической новеллы» (См. Дьяконов И.М. История Мидии с древнейших времен до конца IV в. до н.э.  М-Л., 1956, с. 41).

Безусловно, книга Иудифь, написанная при Селевкидах, носила пропагандистский характер, воспитывала в тогдашних жителях Иудеи гордость, готовность к самопожертвованию во имя Родины, призывала к подвигу. Но события, изложенные в ней, к эпохе царя Антиоха отношения не имеют. Лучшая аналогия – это сходный пример из истории страны со сходным названием (Сирия – Ассирия). И создатель книги Иудифь для того, чтобы вызвать нужную ассоциацию у читателя, по-видимому, взял конкретный, похожий на современность, пример из хроник прошлого и вставил его (не без необходимой ему обработки) в свое произведение. И власти не придерутся: всегда можно ответить, что это не политический памфлет на современность, а рассказ из истории народа.

Слишком уж точны многие детали войны Навуходоносора с Арфаксадом, военно-политической ситуацией и обычаями времен Ашшур-бани-апала. Во-первых указаны точные годы правления, в которые Навуходоносор вел войну с царем Мидии. Для аналогии они вообще не нужны, а в придуманном произведении тем более. Месяц выступления Олоферна в поход – 1-й месяц (нисан) – месяц, когда ассирийские полководцы, частенько, начинали свои военные кампании. Для выдуманного рассказа придумали бы что-нибудь иное. Во-вторых, описание владений Навуходносора, откуда он рассчитывал получить отряды для войны с Мидией, соответствует владениям Ашур-бани-апала (не достает лишь восставшей Вавилонии), но никак не соответствует территории Сирийского царства II в. до н.э. Так же, как и политическая ситуация момента.

Если бы автор видел в Навуходоносоре царя Антиоха, он никогда не указал бы, среди отказавшихся идти в поход, территории Сирии.

В-третьих, Арфаксад убит лично Науходоносором. Деяние в стиле царя Ассирии, но никак не царя династии Селевкидов.

В-четвертых, сходство в описании строительства стен города Экбатаны у Геродота и создателя книги Иудифь, при полном несоответствии имен царей (Дейока у Геродота, Арфаксад – в книге Иудифь), и другие, более мелкие детали.

Разумеется, было бы наивно думать, что в жизнеописании Олоферна мы можем видеть судьбу того ассирийского полководца, который вел армию против мятежных народов Сирии, Палестины, Египта. Но само описание маршрута похода и факт поражения ассирийской армии именно на территории Иудеи, вероятно, соответствуют действительности, как и судьба Арфаксада – Дейоки.    

16. Библия, Товит, 3, 7-8.

17. Библия, Иудифи, 1, 2-4.

18. Согласно Иванчику А. И. В 671-669 гг. до н.э.

19. Иванчик А. И. Киммерийцы. М., 1996, с. 84-88.

20. Вопреки широко распространенному мнению 1-й год правления Ашшур-бани-апала приходится на 667 г. до н.э., а не на 668 г. до н.э. (См. Карпенко, с. 6-7). Отсюда 17-й год правления Ашшур-бани-апала – это 651 г. до н.э.

21. Павсаний. Описание Эллады. М., «Ладомир», тт. 1-2, 2002, Кн. IV, XXIV, 1.

22. Смотри разбор хронологии смерти Гига и воцарения Ардиса. – Иванчик, с. 107-110.

23. Геродот, I, 96-102.

24. Diodorus of Sicily. Works. L., vol.1, 1946, Book II, 32,6 – 33,5.

25. Геродот, I, 98.

26. Библия, Иудифи, 1, 2-4.

27. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М. Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1970, с. 249-251, 266.

28. Геродот, I, 102.

29. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асолика по прозвищу Асох’ик. М., 1864, с. 17 (I, 4), 222 (Приложение 7). 5. Evsebi.Chronicorum libri dvo (Alfred Shoene), vol.1, Berolini, 1875, s. 67, Appendix, s. 14, 28, 222.

30. Diodorus, II, 32, 6.

31. Дату воцарения Дахйауки (Дейоки) в 705 г. до н.э. подтверждает, также, Геродот. По Геродоту скифы, подчинив себе мидян, владели Азией 28 лет, пока мидяне их не изгнали (I, 106); а мидяне владели Азией (исключая время господства скифов) – 128 лет (I, 130). Мидийское государство перешло в руки Куруша (Кира) II в 550 г. до н.э. Таким образом, имеем: 128 + 28 = 156; 549 г. до н.э. + 156 = 705 г. до н.э.

32. Геродот, I, 96-101.

33. Страбон. География. М., Ладомир, 1994, кн. XI, 7, 1; XI, 8, 8.

34. Diodorus, II, 33, 1-5.

35. Lucenbill, vol.2, 328.

36. Геродот, I, 102.

37. Вариант, что данное затмение могло относится к 610 г. до н.э. не подходит по следующим соображениям. Согласно Геродоту затмение произошло на 6-й год войны, а война началась при царе Лидии Алиатте (Геродот, I, 73-74). То есть до затмения солнца Алиатт правил минимум 6 лет. Но нам известно, что с царем Мидии Хувахштрой (Киаксарой) войну также вел царь Лидии Садиатт, отец Алиатта (Геродот, I, 16). Остюда не трудно подсчитать, что если предположить, что солнечное затмение произошло в 610 г. до н.э., то война началась в 615 г. до н.э., а Садиатт воевал с Хувахштрой (Киаксарой) не позднее 616 г. до н.э. Однако на основании вавилонских хроник номер 3 и 4 (Grayson, p. 90-98) мы можем утверждать, что вплоть до 612 г. до н.э. (года падения Ниневии) Мидия и Лидия не имели общей границы. Их разделяли территории государств Ассирия и Биаини (асс.: Урарту; вав.: Урашту). В подобной военно-стратегической и политической ситуации активная война один на один между Лидией и Мидией была невозможна. Таким образом нам остается лишь одна дата – солнечное затмение 585 г. до н.э.

Эту же дату подтверждают античные источники:

а) «У греков первым исследовал [причину затмений] Фалес Милетский в четвертый год XLVIII Олимпиады (= 585-584 гг. до н.э.), предсказав затмение солнца, которое произошло при царе Алиатте, в год от основания Рима CLXX (=170-й, т. е. в 583/581 г. до н.э.)» (Плиний. Естественная история, II, 53);

б) Эксцерпты из «Хроники» Евсевия: (а) Георгий Синкелл, Хронография: «Фалес Милетский предсказал полное затмение солнца». Согласно армянскому переводу – во 2-й год 49-й Олимпиады [583 г. до н.э.]; (б) согласно Кириллу Александрийскому. Против Юлиана, I, 13 E – в 50-ю Олимпиаду [580-577 гг. до н.э.]; (в) согласно латинскому переводу Иеронима: «Произошло затмение солнца, которое предсказал Фалес… сражались Алиатт и Астиаг, в год от Авраама 1432-й [585 г. до н.э.]» – См. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. Наука. М., 1989, с. 106.

То есть все говорят только о датах близких к 585 г. до н.э.  

38. О том, что Хувахштра умер именно в 585 г. до н.э. – год солнечного затмения – косвенно подтверждают античные авторы, когда начинают путаться, так с кем же (в год затмения) сражался Алиатт Лидийский – с Киаксарой (Хувахштрой) (См. Геродот, I, 74) или Астиагом (Иштумегу) (Иероним, Цицерон – См. Фрагменты…, с. 106). Таким образом, одни авторы убеждены, что в год этой знаменательной битвы правил Киаксара (Хувахштра), другие, что Астиаг (Иштумегу). Такое возможно лишь в случае, если в этот год в Мидии произошла смена власти, так как 1-й год правления Иштумегу (Астиага) – это 35-й (последний) год правления Хувахштры (Киаксары) (См. Бикерман Э. Хронология древнего мира. Наука. Главная редакция восточной литературы. М., 1975, с. 61).

39. Геродот, I, 130.

40. Всеобщая история Степаноса Таронского (Асохик), 17 (I, 4); Evsebi, s. 67, Appendix, s. 14,28.

41. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., Высшая школа, 2002, с. 384-385.

42. Grayson, p. 106.

43. Геродот, I, 102; У Ктесия Фравартиш назван именем Артинес – см. Diodorus, II, 34, 1.

44. Всеобщая история Степаноса Таронского (Асохик), с. 17 (I, 4), с. 222 (Кефалион); Evsebi, s. 67, Appendix, s. 14, 28, 222.

45. Всеобщая история Степаноса Таронского (Асохик), с. 17 (I, 4), с. 222 (Кефалион); Evsebi, s. 67, Appendix, s. 14, 28, 222.

46. Геродот, I, 106; У Ктесия Хувахштра назван именем Астибарас – см. Diodorus, II, 34, 1-5.

47. Геродот, I, 104; IV, 1-2.

48. Геродот, I, 103-106.

49. Геродот, I, 106.

50. Геродот, I, 106; IV, 1-4.

51. Юстин. Эпитома Помпея Трога. //Вестник древней истории. М. Наука. 1954, № 2, с. 214 (Кн. II, 5).

52. Юстин, с. 212-213 (кн. II, 3). Правда, описание причин этого похода имеет легендарный характер, и время похода перенесено на период правления легендарного царя Египта Везосиса. На деле походов скифов к границам Египта, видимо, было несколько. Доказательством этого утверждения служит сообщение Страбона. Согласно Страбону (XV, 1, 6) походом скифов через Азию к границам Египта руководил царь Иданфирс, а по Геродоту (I, 103-105) скифами в этом походе руководил царь Мадий.

53. Иванчик, с. 81-83, 90-92, 97-99.

54. Grayson, p. 92.

55. Grayson, p. 93.

56. Grayson, p. 94.

57. Геродот, I, 106.

58. Иванчик, с. 272-274, 276-277.

59. Lucenbill, vol.2, p. 385.

60. Библия. Иудифи, 1, 12; 2, 14-19.

61. Lucenbill, vol.2, p. 300-302, 402-403.

62. Иванчик, 109-110.

63. Иванчик, 100-110.

64. Геродот, II, 147, 151-152; Diodorus, I, 66, 1-2, 7.

65. Конец «пятнадцати лет» Диодора (речь идет о длительности додекархии), учитывая египетскую систему отсчета 1-го года правления царя, вступившего на трон, скорее всего, приходится на 16-й год правления Псамметиха I.

66. Не исключено, что реальную власть у прочих одиннадцати правителей Египта Псамметих I отобрал много раньше, чем формально ликвидировал союз двенадцати (См. Соловьева С.С. Война 663 г. до н.э. между Ассирией и Кушем за господство над Египтом // Мероэ, М., 1977, вып.1, с. 195-196, 199). Для официальной ликвидации додекархии надо было освободиться от власти Ассирии, чьи правители никогда бы не согласились на объединение подчиненной им раздробленной страны в сильное единое государство. Поэтому год ликвидации додекархии – это, скорее всего, официальное провозглашение независимости страны.

67. Lucenbill, vol.2, p. 340. При лимму Белшуну (лимму 648 г. до н.э.) в таммузе просто скопировали стелу, поставленную в абе при Аху-илае, ничего в нее не добавляя. – См. Lucenbill, vol.2, p. 323-340.

 

Литература.

 

1. Библия (неканоническая). Любое издание.

2. Бикерман Э. Хронология древнего мира. Наука. Главная редакция восточной литературы. М., 1975

3. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асолика по прозвищу Асох’ик. М., 1864.

4. Геродот. История, М., Ладомир. Аст. 1999.

5. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М. Наука, Главная редакция восточной литературы, 1970.

6. Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985.

7. Дьяконов И.М. История Мидии с древнейших времен до конца IV в. до н.э. М-Л., 1956.

8. Иванчик А.И. Киммерийцы. М., 1996.

9. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск, «Беларусь», т.2, 1994.

10. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., Высшая школа, 2002.

11. Павсаний. Описание Эллады. М., Ладомир, т.1, 2002.

12. Соловьева С.С. Война 663 г. до н.э. между Ассирией и Кушем за господство над Египтом // Мероэ, М., 1977, вып.1, с. 191- 213.

13. Страбон. География. М., Ладомир, 1994.

14. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. Наука. М., 1989.

15. Юстин. Эпитома Помпея Трога. //Вестник древней истории. М. Наука. 1954, № 2-4, 1955, №1.

16. Diodorus of Sicily. Works. L., vol.1, 1946.

17. Evsebi.Chronicorum libri dvo (Alfred Shoene), vol.1, Berolini, 1875.

18. Grayson A.K. Assyrian and Babylonian chronicles. Locust-Yalley – New-York, 1975.

19. Lucenbill D.D. Ancient records of Assyria and Babylonia. Chicago. Illinois, vol.2, 1927.

 

Summaru

 

In the article "The historical chronology of board of Media kings and the date of the Psammetih I Egypt king revolt against Assyria showed that Nabuhednazar Assyrian king this is Ashshur-bani-apal Assyrian king according to Judiph Bible book and Arfaksad Media king, from that the same book, is Dahjauka Media king, according to Ksetious, he is Arteos. According to that the same book and another sources showed that under the reign of Psammetih I Egypt was freed from Assyrian domination per 649 years B.C. The Media kings chronology is studied from Dahjauka(Dejoka) to Ishtumegu (Astiag) period. The seizure by skiffs of  Media is rotined, that it was in time the third skiff campaign to Asia that was 8 years long. They are proposing the next chronology of the Media kings boarding:

Dahjauka(Dejoka)           705/4 (691) – 651 B.C.

Fravartish (Fraorta)         651 – 629/627 B.C.

Huvahashtra (Kiaksara)   629/627 – 585 B.C.

Ishtumegu (Astiag)          585 – 550 B.C.

 



Общий список