Общий список

                               Замечания по хронологии Лидии.

 

Состояние источников не позволяет нам с точностью до года восстановить даты правления царей Лидии, но позволяет ввести правление каждого из царей в конкретные хронологические рамки. Определим эти рамки.

Согласно источникам цари Лидии правили:

(Последние Гераклиды):

По Евсебию:

Ардис Алиатт – 36 лет1

Алиатт – 14 лет1

Мел2 – 12 лет1

Кандавл – 17 лет1

По Николаю Дамаскому3:

Мел

Мирс

Адиатт (он же Кандавл) – 3 года

По Геродоту4:

Мирс

Мирсил Кандавл (последний Гераклид).

(Мермнады):

Гиг(ес) – 38 лет5

                36 лет6

                35 лет7

Ардис – 49 лет8

               48 лет9

               38 лет10

               37 лет11

Садиатт – 12 лет12

                  15 лет13

                    5 лет14

Алиатт – 57 лет15

                49 лет16

                45 лет17

                44 года18

Крез – 16 лет19

            15 лет20

            14 лет21

Рассмотрим хронологию последних Гераклидов. Если верить спискам, приведенным у Евсебия, то царь Кандавл правил в Лидии 17 лет. Он был преемником царя Мелы и последним из Гераклидов. По Николаю Дамасскому царь Адиатт Кандавл, убитый Гигесом, был преемником своего отца, царя Мирса, и правил всего 3 года. Мирс же был преемником царя Мелы. Согласно Геродота, Мирсил Кандавл был сын и преемник царя Мирса. Таким образом, напрашивается вывод, что в списках Евсебия под именем Кандавл скрыты два царя Мирс и его сын Мирсил (=Адиатт) и дана общая сумма лет их правления -17. Таким образом, если Мирсил (=Адиатт) правил 3 года, то Мирс – 14 лет (17-3).

Гиг(ес).

Согласно клинописным источникам (если справедливы расчеты Х. Тадмора) в 645 г до н.э. Гиг был еще жив, а к 643/642 г до н.э. он погиб в войне с киммерийцами22.

Косвенное подтверждение этой даты нам дает «Хронология» Аполлодора и византийский хронограф Кедрен (Кедрин?). Согласно «Хронологии» Аполлодора царь Мидас Фригийский погиб в 3-й год правления Ардиса, царя Лидии23. По Кедрену же Мидас умер во время правления царя Иудеи Амоса (Аммона)24. Аммон, царь Иудеи, вступил на трон в 642 г. до н.э., а умер в 640 г. до н.э. (во 2-й год своего правления)25. Таким образом, получаем, что 3-й год правления Ардиса приходится на 642/641 или 641/640 годы до н.э.

Если 3-й год правления Ардиса приходится на 642/641 год до н.э., то тогда Гиг погиб в 644 г. до н.э.; а если 3-й год правления Ардиса приходится на 641/640 г. до н.э., то тогда Гиг погиб в 643 г. до н.э.

Таким образом, мы установили хронологические рамки смерти Гига. Гиг погиб либо в 644, либо в 643 г. до н.э. Отсюда хронологические рамки начала правления Гига будут следующими:  682 г. до н.э. (644 г. до н.э. + 38 (наибольшая цифра) лет правления) и 678 г. до н.э. (643 г. до н.э. + 35 (наименьшая цифра) лет правления). Определить сколько лет правил Гиг – 35, 36 или 38 – при современном состоянии источников не представляется возможным, а потому приходится учитывать все три варианта. То есть Гиг взошел на трон Лидии, и сверг Мирсила (Алиатта) Кандавла в период - 682-678 гг. до н.э.

Соответственно Мирсил (Алиатт) Кандавл сменил на троне своего отца Мирса в период: 685-681 гг. до н.э.

Царь Мирс вступил на трон (после смерти царя Мела) в период: 699-695 гг. до н.э.

Царь Мел получил престол от Алиатта в период: 711-707 гг. до н.э.

Царь Алиатт сменил на троне Ардиса Алиатта в период: 725-721 гг. до н.э.

Ардис Алиатт стал царем в период 761-757 гг. до н.э.

 

Ардис.

Из статьи Карпенко И.К. «Хронология правления царей Мидии и дата восстания царя Египта Псамметиха I против Ассирии» следует, что возможны две даты нашествия скифов на Египет: 640-е годы до н.э. и 625/624 г. до н.э 26. Но, согласно «Хронологии» Аполлодора нашествие скифов на Египет состоялось при царе Ардисе в 39-й год его правления27. 39-й год правления Ардиса – дата ошибочная. 39-й год правления Ардиса это либо 606/605, либо 605/604 год до н.э. Но это противоречит дате рождения царя Алиатта (см. ниже), а потому она ошибочна. Важнее другое: нашествие скифов на Египет состоялось при царе Ардисе, и не в начале его правления. А так как Ардис взошел на трон не ранее 644 г. до н.э., то из двух возможных, указанных выше, дат нашествия скифов на Египет, остается лишь вторая дата – 625/624 г. до н.э. Отсюда следует, что в 625/624 г. до н.э. Ардис был царем Лидии.

 

Крез.

Попробуем определить в какой год Крез воевал с Киром.

По Диогену Лаэртскому28 Кир умер через 41 год после смерти тирана Коринфа Периандра. Периандр же умер перед началом 49-й Олимпиады (584 г. до н.э.). То есть получаем, что если Периандр умер в 585 г. до н.э., то Крез – в 544 г. до н.э.

Согласно Суды Кир (Кураш) взял Сарды – столицу Лидии -  то ли в 55-ю [560-557 гг. до н.э.]29 то ли в 58-ю Олимпиаду [548-545 гг. до н.э.]30. Так как Кир (Кураш) победил Астига (Иштумегу) лишь в 550 г. до н.э. то, соответственно, поход на Лидию в годы 55-й Олимпиады исключен. Таким образом, остаются годы 548-545 до н.э.

Более точную дату можно получить благодаря биографии Фалеса из Милета, одного из семи мудрецов Древней Эллады.

По Евсебию Фалес из Милета умер в 58-ю Олимпиаду [548-545 гг. до н.э.]31.

Согласно дошедшему до нас отрывку «Хронологии»  Аполлодора Фалес из Милета жил 78 лет (по Сосикрату – 90 лет); родился он в 1-й год 35-й Олимпиады [640 г. до н.э.], а умер в 58-ю Олимпиаду [548-545 гг. до н.э.]. Фалес был жив, когда Крез переходил р. Галис, идя на персов, и помог Крезу перейти эту реку, не строя моста32. Диоген Лаэртский, который приводит этот же отрывок из Аполлодора, дает другую дату рождения Фалеса из Милета – 1-й год 39-й Олимпиады [624 г. до н.э.]33. Если рассмотреть оба варианта, то получается, что если Фалес родился в 640 г. до н. (1-й год 35-й Олимпиады), то, чтобы умереть в 58-ю Олимпиаду, ему надо было бы прожить 92 или более лет. А если Фалес родился в 624 г. до н.э. (1-й год 39-й Олимпиады), то он умер, в возрасте 78 лет, в 546 г. до н.э., то есть в 3-й год 58-й Олимпиады. Таким образом, надо признать, что более точна информация Диогена Лаэртского. И отсюда также следует, что Крез переходил р. Галис не позднее 546 г. до н.э.

Согласно Вавилонской хроники 7 в 9-й год правления царя Вавилона Набу-наида (=547 г. до н.э.) «…в месяце нисанну (март-апрель) Кураш (гр.: Кир), царь Парсу (гр.: Персии) созвал свое войско и перешел Тигр ниже Арбелы. В месяце айару (апрель-май) он [выступил] против страны [Лу]д[ду] ([Ли]дия), нанес поражение ее царю, забрал его имущество (и) поставил (там) свой гарнизон […]. Затем царь и его гарнизон остались там»34. Если исходить отсюда, то получаем, что Крез потерял свое царство в конце 547 г. до н.э.35. И хотя восстановление переводчиков названия страны, на которую шел Кураш, не очень надежно, оно вполне соответствует биографии Фалеса из Милета.

Если считать, что Сарды пали в 547 г. до н.э. и что Крез погиб при их штурме36, то тогда мы получаем, что Периандр умер в 588 г. до н.э., а это 1-й год 48-й Олимпиады. Таким образом, получается, что либо Диоген Лаэртский не знал точного года смерти Периандра, а потому ограничился фразой «перед началом 49-й Олимпиады», либо боевые действия шли не совсем так, как их изобразил Геродот37, либо Крез на самом деле попал в плен в 547 г. до н.э., а умер в плену в 544 г. до н.э.

Из вышеизложенного следует, что раз Фалес из Милета умер в 546 г. до н.э., то Сарды не могли пасть позднее этой даты.

Таким образом, мы получили две даты для окончания царствования Креза – 547 и 546 годы до н.э.

Из них следует, что Крез взошел на престол (после смерти своего отца Алиатта) в период:

563 (547 г. до н.э. + 16 лет правления) – 560 (546 г. до н.э.+ 14 лет правления) годы до н.э.

 

Садиатт.

Из трех предлагаемых вариантов длительности правления Садиатта, вариант в 5 лет не приемлем, так как только с Милетом Садиатт воевал 6 лет38. Какой из двух оставшихся вариантов – 12 и 15 лет более верен, сказать невозможно.  

 

Алиатт.

Рассказ о брачных делах царя Садиатта, приведенный у Николая Дамаского39 позволяет определить, когда родился Алиатт. Согласно Николаю Дамаскому Алиатт родился от брака Садиатта с его родной сестрой, которую Садиатт силой отобрал у своего двоюродного племянника Милета. Сестра Садиатта была замужем за Милетом. Понятно, что подобные беззаконные действия Садиатт мог позволить только будучи царем. При отце Садиатта – царе Ардисе, выдавшим свою дочь за Милета – это было бы просто невозможно. Таким образом, можно сделать вывод, что Алиатт родился не ранее, чем через 9 месяцев после того, как Садиатт взошел на трон.

Геродот сообщает, что Алиатт правил 57 лет. Совместно с Садиаттом не менее 69 лет. Однако, 560 г. до н.э. + 69 лет = 629 г. до н.э. А это невозможно, так как в 625 г. до н.э. еще правил Ардис.

Согласно того же Геродота Крез вступил на престол, когда ему было 35 лет40, а он был старшим сыном Алиатта41. Старше его была разве что его сестра Ариения, выданная замуж за Иштумегу (гр.: Астиага), сына Хувахштры (гр. Киаксары), наследника Мидийского престола, в 585 г. до н.э.42. А так как Алиатт родился, когда его отец Садиатт был уже царем, то остается предположить, что 57 лет, приведенные у Геродота это не годы царствования, а годы жизни Алиатта. Тогда мы получим, что Алиатт родился в период 620-617 годы до н.э., и что когда родился Крез (старший сын) Алиатту было 22 года. И что из предложенных источниками вариантов длительности правления Алиатта -наиболее долгий – это 49 лет.

 

Таким образом, правление Садиатта закончилось, а правление Алиатта началось в период:

612 (563 г. до н.э. + 49 лет правления Алиатта) – 604 (560 г. до н.э. + 44 года правления) годы до н.э.

Учитывая особенность рождения Алиатта, можно утверждать, что Садиатт вступил на трон не позднее 618 г. до н. И не ранее 624 г. до н.э. (612 г. до н.э. + 15 лет правления = 627 г. до н.э., но в 625/624 г. до н.э. еще правит Ардис). То есть мы получаем еще одно подтверждение, что 57 лет – это не длительность правления, а длительность жизни Алиатта. Ведь Садиатт не мог вступить на трон позднее 616 г. до н.э. (604 г. до н.э. + 12 лет).

Таким образом, имеем следующую хронологию царей Лидии:

Цари

Период вступления

на трон (до н.э.)

Период смерти

(до н.э.)

Ардис Алиатт

761-757

725-721

Алиатт

725-721

711-707

Мел

711-707

699-695

Мирс

699-695

685-681

Мирсил (Адиатт) Кандавл

685-681

682-678

Гиг

682-678

644-643

Ардис

644-643

624-618

Садиатт

624-618

612-604

Алиатт

612-604

563-560

Крез

563-560

547-546

 

Из вышеприведенной таблицы следует, что годы в которые точно правил данный царь – это годы:

757 – 725 гг. до н.э. – Ардис Алиатт

721 - 711 гг. до н.э. - Алиатт

797 – 699 гг. до н.э. - Мел

695 – 685 гг. до н.э. - Мирс

                                    Мирсил (Адиатт) Кандавл

678 – 644 гг. до н.э. – Гиг(ес)

643 – 624 гг. до н.э. - Ардис

618 – 612 гг. до н.э. – Садиатт43

604 – 563 гг. до н.э. - Алиатт

560 – 547 гг. до н.э. – Крез

 

Примечания.

 

1. Evsebi.Chronicorum libri dvo (Alfred Shoene), vol.1, Berolini, 1875, s. 67-68, Appendix, s. 14, 30, 92.

2. В эти годы, видимо, входят и 3 года правления царя Садиатта, оставленного Мелом на троне во время его поездки в Вавилон. – См. Николай Дамаский. История, кн. 6 (фр.54) //Вестник древней истории. М., 1960, №3, с. 261-262. 

3.  Николай Дамаский, кн. 6 (фр.54-56), с. 261-263.

4. Геродот. История. М., Ладомир, Аст, 1999, кн. I, 7.

5. Геродот, I, 14.

6. Evsebi, Appendix, s. 14, 92.

7. Evsebi, s.68, Appendix, s. 30.

8. Геродот, I, 16.

9. Evsebi, Appendix, s. 14.

10. Evsebi, Appendix, s. 92.

11. Evsebi, s. 68, Appendix, s. 30.

12. Геродот, I, 16.

13. Evsebi, Appendix, s. 14, 30, 92.

14. Evsebi, s.68.

15. Геродот, I, 25.

16. Evsebi, s. 68, Appendix, s. 92.

17. Evsebi, Appendix, s. 14.

18. Evsebi, Appendix, s. 30.

19. Evsebi, Appendix, s. 92.

20. Evsebi, s. 68, Appendix, s. 14, 30.

21. Геродот, I, 86.

22. Иванчик А.И. Киммерийцы. М., 1996, с.110.

23. Иванчик, с.75.

24. Иванчик, с.73.

25. Карпенко И. К. Датировка правления царей Израиля и Иудеи (от смерти Ахава до падения Иерусалима), с. 81, 114-115,151,152 (интернет книга).

26. Карпенко И. К. Хронология правления царей Мидии и дата восстания царя Египта Псамметиха I против Ассирии, с. 4-5 (интернет статья).

27. Иванчик, с.75.

28. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., Мысль, 1979, кн.I, 95 (с. 93).

29. Фрагменты ранних греческих философов. М., Наука, 1989, ч. I, с. 129.  

30. Фрагменты…, с. 95.

31. Фрагменты…, с. 106.

32. Фрагменты…, с. 103.

33. Диоген Лаэртский, I, 37 (с. 74).

34. Отрывок из Вавилонской хроники. //История Древнего Востока. Тексты и документы. М., Высшая школа, 2002, с.385; Grayson A.K. Assyrian and Babylonian chronicles. Locust-YalleyNew-York, 1975, p. 107. Сравни приведенный перевод М.А. Дандамаева (из Истории Древнего Востока, с. 385) с его же переводом и объяснением к нему на с. 23 в книге - Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1985. М.А. Дандамаевым же в примечании 15 на с. 270 (Политическая история Ахеменидской державы) высказано предположение, что захват Сард мог иметь место в 545-540 годах до н.э. Однако, при этом не учтены биография Фалеса из Милета и данные о смерти Периандра, тирана Коринфа, которая произошла на 41 год раньше смерти Креза.

35. Согласно Геродоту, Крез в конце года распустил свою армию, намереваясь собрать ее, спустя 5 месяцев, весной следующего года. Этим воспользовался Кураш (гр.: Кир), который внезапно появился под Сардами, разбил лидийскую конницу и в течение 14 дней взял Сарды. То есть можно высчитать, что Кураш взял Сарды в ноябре-декабре 547 г. до н.э. – См. Геродот, I, 77-84.

36. Такое мнение высказано некоторыми исследователями. – См. Дандамаев, с. 23-24; Мазетти К. Вопросы лидийской хронологии. //Вестник древней истории. М., 1978, №2, с. 177-178.

37. Геродот, I, 71-85.

38. Геродот, I, 18.

39. Николай Дамаский, кн. 7 (фр. 72), с. 269.

40. Геродот, I, 26.

41. Николай Дамаский, кн. 7 (фр. 74), с. 269.

42. Геродот, I, 74.

43. Косвенным подтверждением, что Садиатт правил именно в этот период, является сообщение, что он воевал с Хувахштрой (гр. Киаксарой), царем Мидии (См. Геродот, I, 16). Это было возможно лишь после падения Ассирии в 612 г. до н.э., или же, если Садиатт был союзником ассирийцев, после 617 г. до н.э., так как до этого года Мидия находилась под властью скифов (см. Карпенко И. К. Хронология правления царей Мидии…, с. 5).

 

Литература.

   

1. Геродот. История. М., Ладомир, Аст, 1999.

2. Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1985.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., Мысль, 1979.

4. Иванчик А.И. Киммерийцы. М., 1996.

5. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., Высшая школа, 2002.

6. Карпенко И. К. Датировка правления царей Израиля и Иудеи (от смерти Ахава до падения Иерусалима). 2003 (год завершения работы). Интернет книга. Сайт dvkar.com

7. Карпенко И. К. Хронология правления царей Мидии и дата восстания царя Египта Псамметиха I против Ассирии. Интернет статья. Сайт dvkar.com

8. Мазетти К. Вопросы лидийской хронологии. //Вестник древней истории. М., 1978, №2, с. 175-178.

9. Николай Дамаский. История. //Вестник древней истории. М., 1960, №3, с. 248-276, №4, с. 209-218.  

10. Фрагменты ранних греческих философов. М., Наука, 1989, ч. I.  

11. Evsebi.Chronicorum libri dvo (Alfred Shoene), vol.1, Berolini, 1875.

12. Grayson A.K. Assyrian and Babylonian chronicles. Locust-Yalley – New-York, 1975.

 

Summaru

 

In the article " The remarks on historical chronology of Lydia" determined chronological  frameworks of inception and completion of the Lydia kings boarding from the Ardis Aliatt authority (Heraklides dynasty) to Kraisus of Mermnades dynasty. The period of Lydia kings authority was counted precisely.



Общий список