Общий список

Взаимоотношения Ассирии и Иудеи в правление царя Ассирии Сен-ахха-эриба (705 – 681 гг. до н.э.).

 

Прежде, чем реконструировать политические события этого периода, построим таблицу, в которой кратко изложим сведения источников о событиях данного времени.

 

Библия

IV Царств

Библия

II хроник

Библия

Исайа

Библия

Товит

Иосиф

Флавий.

Иудейские

древности1.

Сульпиций

Север.

Хроника2.

Анналы

Сен-ахха-эриба3.

18, 7-8: И отложился Езекия от царя Ассирии. Он поразил филистимлян до Газы, в пределах ее.

 

 

 

18, 13: 14-й год Езекии. Сеннахерим пошел против всех укрепленных городов Иуды и взял их.

18, 14: И послал Езекия Сеннахериму в Лахис: «Виновен я, что наложишь на меня, я внесу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И наложил Сеннахерим на Езекию 300 талантов серебра и 30 талантов золота.

18, 15-16: И отдал Езекия все серебро и золото, что нашел.

 

 

 

 

 

18, 17: И послал царь Ассирии из Лахиса Тартана (туртана), Рабсариса (раб-шарриса) и Рабсака (раб-шакку) с войском к Иерусалиму. Елиаким, сын Хелкина, начальника дворца, вел переговоры с ассирийцами. Раб-шакку обвинял Езекию, что он отложился от Ассирии и уповает на царя Египта.

18, 19-24, 36-37: Езекии предлагается вступить в союз с царем Ассирии.

18, 28-35: Раб-шакку предлагает защитникам Иерусалима сдаться.

19, 1-7: Езекия по совету Исайи отказался сдать Иерусалим.

19, 8: Раб-шакку пошел к царю и нашел его воюющим у г. Ливны, так как от Лахиса он отошел.

19, 9: И услышал царь Ассирии, что идет на него Тиргак, царь Египта.

19, 9-19: И снова послал царь Ассирии послов к царю Езекии, предлагая сдаться. Езекия молиться богу.

19, 20-34: Исайа наставляет Езекию не сдаваться, обещая помощь бога.

(19, 29: ешьте в этот год…

в другой год…

в третий год…)

 

 

19, 35-36: Ночью Ангел поразил в стане ассирийском 185 тысяч. И возвратился Сеннахерим в Ниневию и жил в Ниневии.

 

 

19, 37: И когда он поклонялся в доме бога своего, то был убит мечом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32, 1: Сеннахерим вступил в Иудею и осадил укрепленные города и думал их себе отторгнуть.

32, 2-4: Езекия засыпал все источники воды вне города.

32, 5-8: Езекия восстановил обрушившиеся стены и изготовил много оружия, и укрепил призывами дух народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32, 9-19: Сеннахерим стоит у Лахиса и послал послов к жителям Иерусалима с предложением покориться. Послы поносили Езекию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32, 20: Езекия и Исайа обратились за помощью к небу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32, 21: Ангел истребил в ассирийском войске всех храбрых, главно-командующего и командиров.

32, 21-22: Со стыдом возвратился царь Ассирийский домой, а когда пришел в храм бога своего, был убит там мечом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36, 1: 14-й год Езекии. Сеннахерим пошел против всех укрепленных городов Иудеи и взял их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36,2: Послал Сеннахерим из Лахиса в Иерусалим раб-шаку с большим войском.

36,3-10: Переговоры раб шаку с Елиакимом, сыном Хелкина, начальником дворца (=18, 19-24 IV Царств)

 

 

 

 

 

 

 

36, 11-21 = IV Царств, 18, 28-35.

37, 1-7: Исайа укрепляет Езекию в мысли, что необходимо защищаться.

37, 8 = IV Царств, 19, 8.

 

 

 

 

37, 9 = IV Царств, 19, 9.

 

 

 

37, 9-20 = IV Царств, 19, 9-19.

 

 

 

 

37, 21-35 = IV Царств, 19, 20-34.

 

 

 

 

 

 

 

 

37, 36-37 = IV Царств, 19, 35-36.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1, 18: Товит тайно погребал тех иудеев, которых убивал Сеннахерим, когда обращенный в бегство, вернулся из Иудеи. А он многих умертвил и искал трупы их, и не находил.

1, 19: На Товита донесли, что он хоронит тела убитых иудеев, и Товит скрылся. Убежал из Ниневии, но не прошло и 50 дней, как убили Сеннахерима, и Товит был прощен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X, 1, 1: 14-й год Езекии. Сеннахерим пошел и взял все города колена Иуды и Вениамина.

Затем Сеннахерим собирался идти на Иерусалим, но Езекия предупредил его и прислал послов, обещая подчиниться и дать дань.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сеннахерим попросил 300 талантов серебра и 30 талантов золота.

Сеннахерим взял деньги, но обманул Езекию.

 

 

 

 

 

 

 

Сам Сеннахерим пошел войной на египтян и эфиопов, а военачальников Рапсака («раб-шаку»), Фарата и Анахарис с войском отправил на Иерусалим.

X, 1, 2: Рапсах стал с войском под Иерусалимом и вел переговоры с Езекией. От Езекии их вел Елиаким.

X, 1, 3: Молитвы Езекии. Исайа укрепляет его дух и заверяет, что ассирийцы уйдут из под Иерусалима ни с чем, и что Сеннахерим ошибется в отношении Египта, и что по возвращении из похода Сеннахерим будет убит.

X, 1, 4: Письмо от царя Ассирии к Езекии с предложением сдаться. Езекия не ответил на него.

 

 

 

 

Сеннахерим осаждает Пелусий. Ему приходит сообщение, что на помощь египтянам через пустыню идет эфиопский царь Фарсика, который уже вторгся в земли Ассирии.

Автор (Иосиф Флавий) рассуждает, что Геродот описал эту же осаду Пелусия, в своем рассказе, как мыши погрызли оружие ассирийцев.

Автор (Иосиф Флавий) сообщает, что по Беросу Сеннахерим воевал с Египтом.

X, 1, 5: Сеннахерим подошел к Иерусалиму, но в ту же ночь чума поразила 185 тысяч ассирийцев и Сеннахерим с остатками войск бежал в Ассирию.

В Ниневии Сеннахерим прожил недолго и был убит своими сыновьями.

I, 50,4: Езекия во многих сражениях громил филистимлян, пока не объявил ему войну Сеннахерим, царь Ассирийский.

Сеннахерим с большим войском пришел в Иудею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Езекия укрылся за стенами.

I, 50,5: Царь Ассирии осадил Иерусалим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I, 50, 6: Немного времени спустя Таррака, царь эфиопов вторгся в пределы Ассирийского царства.

I, 51, 1: Узнав об этом, Сеннахерим ушел оборонять свои рубежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I, 51, 2: Царь Ассирии угрожал вернуться под Иерусалим, но ангел поразил тысячи ассирийских воинов и Сеннахерим бежал в Ниневию и был там убит своими сыновьями.

Жители Экрона отдали своего царя Пади в плен в Иерусалим. Объединившись с царем Иудеи Хизкией, жители Экрона призвали в помощь царей Египта и царя Куша.

У г. Альтаку Сен-ахха-эриб разбил войска Египта, Куша и Экрона. Города Альтаку и Тамну он захватил. Занял Экрон. Пади из Иерусалима вывел и на трон посадил.

45 (вар.: 46) городов Хизкии Сен-ахха-эриб штурмом взял; 200150 человек в плен увел.

Сен-ахха-эриб укреплениями окружил Иерусалим и запер город. Часть городов и земель Хизкии Сен-ахха-эриб отдал соседям Иудеи.

Сен-ахха-эриб прибавил Хизкии дань.

30 талантов золота, 800 талантов серебра, своих дочерей и наложниц Хизкия прислал за Сен-ахха-эрибом в Ниневию, и направил к царю Ассирии для исполнения службы своего гонца. (вар.: Сен-ахха-эриб наложил на Хазакиау свое иго).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Из таблицы сразу видны следующие несоответствия источников:

А) Согласно Иосифу Флавию, Сульпицию Северу и II книги хроник Библии, когда Сен-ахха-эриб вернулся из похода на Иерусалим, он был убит. В этих источниках проводится четкая связь неудачи похода на Иерусалим и смерти Сен-ахха-эриба. Соответственно этот поход не мог быть походом 3/4-го правления Сен-ахха-эриба4, так как последний правил 24 года.

Б) Библия, Иосиф Флавий, Сульпиций Север связывают осаду Иерусалима и поход царя Тиргака Египетского (Тарраки, Фарсики Эфиопского), в котором нетрудно видеть Тахарку, царя Куша и Египта. Но Тахарка взошел на трон не ранее 14-года правления Сен-ахха-эриба (691 г. до н.э.). То есть мы имеем опять несоответствие с походом 3/4-го года правления Сен-ахха-эриба (702/701 г. до н.э.).

В) Одновременная осада Пелусия и Иерусалима. Последняя закончилась катастрофой для ассирийской армии. Опять несоответствие итогам похода 3/4-го года правления Сен-ахха-эриба. Согласно анналам Сен-ахха-эриба поход 3/4-го года закончился полным успехом и подчинением Езекии царю Ассирии. Ни о каком подчинении Езекии Ассирии после гибели армии Сен-ахха-эриба под Иерусалимом и речи нет.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в рассказах Библии, Иосифа Флавия и Сульпиция Севера либо объединены в один поход разные походы, либо описан один поход, но только не 14-го года правления Езекии (= 3/4-й год правления Сен-ахха-эриба).

Что же у нас совпадает в описании 3-го похода Сен-ахха-эриба в его анналах и в описании похода Сен-ахха-эриба на Иерусалим в Библии, у Иосифа Флавия и других.

Они соответствуют друг другу в том, что царь Ассирии взял все укрепленные города Иудеи и что Езекия сдался и дал дань царю Ассирии.

Совершенно не убедительным выглядит объяснение Иосифа Флавия, что Сен-ахха-эриб сначала получил дань с Езекии, а потом обманул его и снова напал на Иерусалим. Тем более, что после получения дани от Езекии, когда Сен-ахха-эриб посылал свои войска на Иерусалим, он сам шел войной на Египет, и осаждал Пелусий. В то время, как из ассирийских источников следует, что Езекия прислал свою дань в Ниневию, куда вернулся Сен-ахха-эриб после успешного похода в Палестину, в том числе и против Иудеи. Согласно ассирийским анналам поход 5-го года правления Сен-ахха-эриба (700 г. до н.э.) был в Вавилонию5.

                     По Иосифу Флавию

           По ассирийским хроникам

Езекия дал дань Сен-ахха-эрибу.

Ассирийцы получили дань Езекии, обманули Еезекию и снова пошли на Езеию и Иудею.

Сам Сен-ахха-эриб пошел на Пелусий, а своих полководцев послал на Иерусалим.

Сен-ахха-эриб вернулся из похода на Иудею в Ниневию. Сюда, в Ниневию, Езекия прислал свою дань.

 

Сен-ахха-эриб пошел походом на Вавилонию.

То есть, из таблицы видно явное несоответствие ассирийских хроник и рассказа Иосифа Флавия.

Таким образом, можно утверждать, что выплата дани Езекией и поход Сен-ахха-эриба на Египет (а его полководцев на Иерусалим) происходили в разное время, и между двумя этими событиями есть определенный временной разрыв.

На основании выше изложенного можно сделать вывод: в Библии и у Иосифа Флавия объединены в один рассказ два разных похода царя Ассирии Сен-ахха-эриба на царя Иудеи Езекию. Этот вывод можно подтвердить с помощью хронологии.

Согласно анналов царя Сен-ахха-эриба его первый поход в Иудею состоялся в его 3/4-й год правления, то есть в 702/701 г. до н.э. Согласно же описания осады Иерусалима, приведенной у Иосифа Флавия и в Библии, против Сен-ахха-эриба шел в это время походом царь Египта (вар.: Эфиопии) Тиргак (он же Фарсика, он же Таррака). Нетрудно видеть по имени, что речь идет о Тахарке,  царе Египта и Куша. Но Тахарка вступил на трон в 691 г. до н.э., то есть, в 14-й год правления Сен-ахха-эриба и 26-й год правления Езекии. Таким образом, можно убедиться, что осада Пелусия Сен-ахха-эрибом и одновременная с ней осада Иерусалима полководцами ассирийского царя, завершившая эпидемией чумы и гибелью многих десятков тысяч ассирийских воинов, не могли происходить ранее 691 г. до н.э. и позднее 687 года до н.э. (год смерти Езекии). Но в 691 г до н.э. шла война Ассирии с Вавилоном и Хатамти (библ. Элам). В ноябре (1-го кислиму) 689 г. до н.э. (= 16-й год правления Сен-ахха-эриба) царь Ассирии, после 16-летней борьбы, наконец-то, сокрушил и взял штурмом Вавилон. Вряд ли это было бы возможно при тех потерях в ассирийской армии, что она понесла под Иерусалимом. Таким образом, остается сделать вывод, что поход Сен-ахха-эриба на Египет, и союзного ему Езекию Иудейского, приходится на 688 (или 687 ?) год до н.э. (17-й год правления Сен-ахха-эриба, 27/28-й год правления Езекии).

Таким образом, вышеизложенное подтверждает вывод многих исследователей, что было два похода Сен-ахха-эриба на царя Иудеи Езекию6. Первый поход состоялся в 702/701 г. до н.э. (= 3/4-й год правления Сен-ахха-эриба, 14-й Езекии); второй - в 688 (687?) г. до н.э. (= 17-й год правления Сен-ахха-эриба, 27/28-й Езекии). В Библии и у Иосифа Флавия дано подробное описание второго похода Сен-ахха-эриба на Иудею; о первом же говорится кратко.

Если же обратить внимание на сообщение книги Товита, то можно сделать вывод, что был и третий поход Сен-ахха-эриба на Иудею, в последний год его правления. Иначе трудно представить, чтобы Товит хоронил тела своих соплеменников в течение 8 лет (17-й – 24-й год правления Сен-ахха-эриба) и при этом не попался. Такое возможно лишь в очень короткий период времени. К тому же Сен-ахха-эриб, вернувшись из похода, убивал не всех иудеев, проживавших в Ниневии (иначе как бы уцелели Товит и его родственники из окружения Ашшур-аха-иддина?), а казнил и оставил без погребения (позорный вид казни по религиозным воззрениям того времени) конкретных лиц. Вероятно, тех, кого заподозрил в связях с царем Иудеи (в Иерусалиме тогда правил Манассия, сын Езекии), и передаче ими сведений в Иерусалим о военных и иных планах царя Ассирии. Казненных было немного, иначе Товит физически не смог бы их похоронить.

То есть, Сен-ахха-эриб, потерпев поражение в Иудее, вернулся и казнил лиц, подозреваемых в связях с царем Иудеев. Товит из своих соображений хоронил соплеменников. Он не ожидал, что Сен-ахха-эриб поинтересуется судьбой тел казненных, и попался. Ему удалось скрыться. К его счастью, прятаться пришлось недолго – 50 дней. Сен-ахха-эриб был убит, и в Ассирии началась гражданская война между сыновьями покойного. Товит занял верную политическую позицию и был прощен победителем.

То есть отсюда следует, что между началами казней иудееев в Ниневии и смертью Сен-ахха-эриба прошло не очень много времени. Скорее всего, эти события происходили в последний год правления Сен-ахха-эриба – в 681-й (24-й год правления). И тогда становится понятным, почему ряд источников увязывает смерть Сен-ахха-эриба с его возвращением из похода на Иудею. Косвенным же подтверждением, что Сен-ахха-эриб воевал с Манассией, является сообщение Абу-л-Фараджа Бар-Эбрая, в котором говорится, что после 13-го года своего правления Манассия был уведен в Ассирию и отпущен на свободу в свой 36-й год правления царем Ассирии Сен-ахха-эрибом7. В данном случае историк перепутал. Манассия действительно побывал в плену у ассирийцев8, но это, скорее всего, произошло уже при Ашшур-аха-иддине, сыне Сен-ахха-эриба. Доказательством этого является утверждение Иосифа Флавия, что Манассия был в плену у царя Вавилона9. Но из ассирийских правителей, современниками которых в свои 1-й – 39-й годы правления (686 – 648 гг. до н.э.) был Манассия, титул царя Вавилона носил лишь Ашшур-ах-иддин. Для нас же важно, что из сообщения Абу-л-Фараджа Бар-Эбрая следует, что Манассия воевал с Сен-ахха-эрибом. То есть, в сообщении Абу-л-Фараджа Бар-Эбрая совмещены в один поход: третий поход Сен-ахха-эриба на Иудею и завоевание Иудеи Ашшур-аха-иддиным, сыном Сен-ахха-эриба.

Таким образом, мы можем реконструировать взаимоотношения между Ассирией и Иудеей при Сен-ахха-эрибе, царе Ассирии следующим образом.

12 абу (июль) 705 г. до н.э. погиб царь Ассирии Шаррукин II. Известие о его смерти всколыхнуло соседей и подвластные народы. Мардук-апла-иддина, правитель Бит-Якина, захватил Вавилон и заключил военный союз с Шутрук-Наххунте, царем Хатамти (библ.: Элам). В союз вошли десятки племен. На юго-востоке сложилась мощная антиассирийская коалиция. Не упустил момента и Езекия, царь Иудеи. Он начал совершать грабительские набеги на города филистимлян – подданных царя Ассирии – вплоть до Газы. Новый царь Ассирии Сен-ахха-эриб сосредоточил все силы и внимание на борьбе с коалицией Мардук-апла-иддина.

704-702 гг. до н.э. (1-й – 3-й Сен-ахха-эриба; 11-й – 13-й Езекии). Сен-ахха-эриб занят войной в Вавилонии и против государства Эллипи, на северо-востоке своих границ.

702/701-й год до н.э. (3/4-й год правления Сен-ахха-эриба, 14-й – Езекии). К середине 702 г. до н.э. сложился антиассирийский союз Великого Сидона, Аскалона, Иудеи, Экрона (Амкаруны), Египта и Куша и ряда других государств. Пади – прежний царь Экрона – оказался в плену в Иерусалиме. 

Сен-ахха-эриб выступил в поход на Сирию, Финикию и Палестину, чтобы восстановить власть Ассирии там, где она пошатнулась. Он привел в повиновение Великий Сидон, опустошил Аскалон. У г. Альтаку разбил в сражении войска Египта, Куша и Экрона. Города Альтаку и Тамна Сен-ахха-эриб захватил. Занял Экрон. Взял штурмом 45 (вар.: 46) укрепленных городов Езекии, окружил укреплениями Иерусалим. Захватил в плен 200150 человек. Часть владений Езекии Сен-ахха-эриб передал правителям Ашдода, Экрона и Газы. Езекия сдался и выплатил царю Ассирии дань: 30 талантов золота и 800 талантов серебра. А также отослал в Ниневию своих дочерей и наложниц, и отпустил из плена Пади, правителя Экрона. Власть Ассирии в Палестине, до границ Египта, была восстановлена.

694-689 гг. до н.э. (11-й - 16-й годы правления Сен-ахха-эриба, 21-й – 27-й Езекии). Идут тяжелые бои на юго-восточных границах Ассирии против войск Вавилонии и Хатамти (библ.: Элам). Что-то, возможно, происходило в это время в Сирии (если судить наместники каких провинций были лимму в эти годы: Дамаска, …, Арпада, Гаргамиша, Самарии, Хатарики). Видимо, в эти годы Езекия вновь отказался платить дань Ассирии и заключил союз с царем Куша и Египта.

688 г. до н.э. (или в 687 г. до н.э.?) (17-й год правления Сен-ахха-эриба, 27/28-й Езекии). Сен-ахха-эриб выступил в поход против Египта и союзной ему Иудеи. Сен-ахха-эриб осадил Пелусий, а его полководцы Иерусалим. Осада Пелусия закончилась неудачей. На помощь городу шел Тахарка, царь Куша и Египта, а в войско Ассирии мыши занесли чуму. Сен-ахха-эриб начал отходить к Иерусалиму и у города понес большие потери от вспышки эпидемии. 185 тысяч человек потерял он от болезни, и с остатками войск поспешно отступил в Ниневию. Езекия сохранил независимость Иудеи. Ассирийцы, вероятно, потеряли большую часть своих владений в Палестине.

Между 1 нисану (март) 687 г. до н.э. – аддару (адаром) (февр/март) 686 г. до н.э. (18-й год правления Сен-ахха-эриба, 29-й Езекии) умер Езекия. На трон Иудеи взошел его сын Манассия10.

686-682 гг. до н.э. (19-й – 23-й годы правления Сен-ахха-эриба, 1-й – 5-й годы правления Манассии)11. В эти годы Сен-ахха-эриб пытается вернуть под свой контроль часть палестинских территорий. В частности, он совершил поход на Хазаэля, правителя арабов Кедара, но подчинить его своей власти не сумел.

681 г. до н. (24-й год правления Сен-ахха-эриба, 5/6-й – Манассии). Сен-ахха-эриб совершил неудачный поход на Иудею. Манассия отстоял независимость своей страны. По возвращении в Ниневию, Сен-ахха-эриб начал казни иудеев, но и сам был убит сыновьями 20-го тебету (конец декабря). В Ассирии началась гражданская война, закончившаяся победой Ашшур-ах-иддина.

674 - 673 гг. до н.э. (В конце 7-го – начале 8-го года правления Ашшур-аха-иддина, 13 - 14-й год правления Манассии). Ассирийские войска вошли в Иудею. Манассия схвачен и уведен в Ассирию (согласно Абу-л-Фараджа Бар-Эбрея это случилось после убийства Манассией в 13-й год его правления пророка Исайи). Иудея снова стала территорией подвластной Ассирии12.

Таким образом, Сен-ахха-эриб в течение своего правления совершил 3 похода на Иудею: в 3/4-й (702/701 г. до н.э.), 17-й (или 18?) (688 (или 687?) г. до н.э.), 24-й (681 г. до н.э.) годы его правления. Два последних из них закончились неудачей. В 705-702/701 гг. до н.э. и ок. 688-674/673 гг. до н.э. Иудея была свободна от господства Ассирии; в прочие же годы регулярно выплачивала дань.

 

Примечания.

 

1. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск, «Беларусь», т.2, 1994, с. 3-6.

2. Сульпиций Север. Хроника. // Сульпиций Север. Сочинения. М., РОССПЭН, 1999, с. 46-47. 

3. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., Высшая школа, 2002, с.255; Lucenbill D.D. Ancient records of Assyria and Babylonia. Chicago. Illinois, vol.2, 1927, p. 118-121, 142-143, 147-148,154.

4. 14-й год правления Езекии начался то ли 1 тишри (сент.) 702 г. до н.э. и закончился 1 тишри (сент.) 701 г. до н.э., то ли 1 нисана 702 г. до н.э. и закончился 30 аддара 701 г. до н.э.  (см. Карпенко И. К. Датировка правления царей Израиля и Иудеи (от смерти Ахава до падения Иерусалима, с. 127-128). 3-й год Сен-ахха-эриба начался 1 нисана (март) 702 г. до н.э. и закончился 1 нисана (март) 701 г. до н.э. Источники сообщают, что поход Сен-ахха-эриба на Иудею состоялся в 14-й год правления Езекии. Таким образом поход царя Ассирии на Иудею мог проходить в последней трети 702 г. до н.э. или 1-й половине 701 г. до н.э., то есть, приходился то ли на конец 3-го, то ли на начало 4-го года правления Сен-ахха-эриба.

5. История Древнего Востока. Тексты и документы, с. 256; Grayson A.K. Assyrian and Babylonian chronicles. Locust-Yalley – New-York, 1975, p. 77; Lucenbill, vol.2, 1927, p. 121-122, 143-144.

6. Albright W. New light from Egypt on the chronology and history of Israel and Judah // Bulletin of the American School of Oriental Research. New Ha­ven, 1953, №130, p. 8-9; Meer, van der, J. The chronology of Ancient Western Asia and Egypt. Leiden, 1955, p. 81-82; Сводка мнений, что было два похода Сен-ахха-эриба на Езекию приведена в работе 6. Albright W. New light from Egypt on the chronology and history of Israel and Judah // Bulletin of the American School of Oriental Research. New Ha­ven, 1953, №130, p. 8.

7. The chronography of Gregory Abu’l Faraj Bar Hebraeus (by E.A. Walles Budge). Amsterdam, 1976 (Reprinted 1932, London), p. 25

8. Библия, II хроник, 32, 11-14; Сульпиций Север. Хроника, I, 51, 4 // 4. Сульпиций Север. Сочинения. М., РОССПЭН, 1999, с. 47.

9. Иосиф Флавий, т. 2, с. 11-12 (10, 3, 2).

10. Карпенко, с. 131.

11. Год Манассии, как и у его отца Езекии, начинался с 1 тишри.

12. В 673 г. до н.э. (8-й год правления Ашшур-ах-иддина) армия Ассирии вторглась в Египет. Понятно, что к этому времени Иудея была подчинена Ассирии. – См. Grayson, p. 84, 126-127; Lucenbill, vol.2, p. 207-209, 213, 215, 222.

 

Литература.

1. Библия (неканоническая). Любое издание.

2. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск, «Беларусь», т.1, 1994.

3. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., Высшая школа, 2002.

4. Карпенко И. К. Датировка правления царей Израиля и Иудеи (от смерти Ахава до падения Иерусалима). 2003 (год завершения работы). Интернет книга.

5. Сульпиций Север. Сочинения. М., РОССПЭН, 1999.

6. Albright W. New light from Egypt on the chronology and history of Israel and Judah // Bulletin of the American School of Oriental Research. New Ha­ven, 1953, №130, p. 4-11.

7. Grayson A.K. Assyrian and Babylonian chronicles. Locust-Yalley – New-York, 1975.

8. Lucenbill D.D. Ancient records of Assyria and Babylonia. Chicago. Illinois, vol.2, 1927.

9. Meer, van der, J. The chronology of Ancient Western Asia and Egypt. Leiden, 1955.

10. The chronography of Gregory Abu’l Faraj Bar Hebraeus (by E.A. Walles Budge). Amsterdam, 1976 (Reprinted 1932, London).

 

Summaru

 

In the article "The Assyria and Hebrew relationships the Sen-ahha-erib Assyrian king authority period (705 -681 B.C.) displayed there were three military campaigns of Assyrian king to Hebrew during the period of the Sen-ahha-erib's life. And only First of them had been successful. King Hezekhia had contrived of independence from Assyrian authority per 705-702 B.C and in 688 B.C. again or thereabouts. But under the Manass king reign Hebrew had been gotten as a property of Assyrian kings since.

   

 



Общий список