Общий список

                                                            КАРПЕНКО И.К.  

                 О количестве лет правления Амасии – царя Иудеи.

 

Невозможно правильно восстановить историю страны, если не решены проблемы ее хронологии. Одной из проблем хронологии царства Иудея является длительность правления царя Амасии. Это единственный царь Иудеи по количеству лет правления которого имеется полное несоответствие источников. По «Синтомону» он правил  9 лет (7, с. 94-95); по ал-Якуби – 27 лет (6, с. 95), по армянской версии Евсебия – 28 лет (7, с. 6), по Иосифу Флавию (4, с. 491 (кн.9, гл.9, п.3)), Евсебию (7, с. 32, 55), Библии (4 царств, 14, 12) и ряду других – 29 лет, по Степаносу Таронскому (3, с. 9 (кн.1, гл.1)) – 49 лет и т.д.

Большинство современных исследователей, занимавшихся хронологией древних царств Израиля и Иудеи, определяет длительность правления царя Амасии в 29 лет (5, с. 21-22; 8, с. 73; 11, с. 152-153,184 и ряд других). Рассмотрим так ли это.

Для этого проведем сравнительный анализ хронологии Ассирии (установленной погодно и очень точно привязанной к датам современного летоисчисления) и источников по хронологии царства Иудеи.

В качестве опорных точек данного анализа возьмем дату восшествия на престол Иудеи царицы Гофолии (вар.: Аталии) – это 14-й год правления царя Ассирии Шульмануашареда III, и дату смерти (в 52-й год правления) царя Иудеи Озии (вар.: Азарии) – это 12-й год правления царя Ассирии Тукулти-апал-Эшарры III.

Примем на веру мнение большинства исследователей, что Амасия правил 29 лет и построим таблицу общего количества лет от года воцарения Гофолии (Аталии) до смерти Озии (Азарии), как для царей Ассирии, так и для царей Иудеи.

 

Имя царя Ассирии

Годы

Правления

Имя царя Иудеи

Годы

правления

Годы

Правления

(вариант)

Шульмануашаред III (15-й – 35-й)

21

Гофолия (вар.:

Аталия)

6

 

7

 

Шамши-Адад V

13

Иоас

40

39

Адад-нирари III

28

Амасия

29

29

Шульмануашаред IV

10

Озия (вар.:

Азария)

52

52

Ашшурдан III

18

 

 

 

Ашшур-нерари V

10

 

 

 

Тукулти-апал-Эшарра III  (1-й – 12-й)

12

 

 

 

               Итого

112

 

127

127

 

Таким образом, налицо несоответствие хронологии Иудеи хронологии Ассирии.

127 – 112 = 15 лет

Разберемся, откуда могли взяться эти лишние 15 лет хронологии Иудеи.

Рассмотрим дошедшую до нас информацию о царях Иудеи.

Гофолия.

Правила по одним 6 (2, с. 93; 7, с. 55 и др.), по другим 7 лет (7, с. 32; 1, 4 царств,11,4 и др.).

Однако, согласно Иосифу Флавию (4, с. 428 (9, 7, 1)), в год своего восшествия на престол Гофолия принялась избивать потомков Давида. Первосвященник Иоад (вар.: Иодай) и его супруга спрятали тогда младенца Иоаса, сына погибшего царя Иудеи Охозии. Иоасу было в тот момент один год. По всем же источникам, когда Иоаса возвели на трон Иудеи, ему было 7 лет.

Сам же Иоас был убит в 47 лет. Таким образом, имеем:

«0»-й (год вступления на трон) год Гофолии – Иоасу – 1 год,

6-й год Гофолии. Год вступления на трон Иоаса – Иоасу – 7 лет,

40-й год Иоаса. Год смерти Иоаса – Иоасу 47 лет.

Общее число правления Гофолии и Иоаса – 46 лет.

Верность наших расчетов подтверждает ниже приведенный синхронизм истории Израиля и Иудеи. 

Иеху (Ииуй), царь Израиля, согласно Иосифа Флавия, умер в 21-й год Иоаса, царя Иудеи (4, с. 487 (9, 8, 5)), в год, когда Иоас первый раз пытался организовать сбор средств на восстановление храма Яхве.

1-й год Гофолии = 1-й год Иеху (Ииуй)

6-й год Гофолии = 6-й год Иеху

1-й год Иоаса    =   7-й год Иеху

21-й год Иоаса  =  27-й год Иеху.

То есть, имеем подтверждение, что Иоас вступил на трон Иудеи в 6-й год Гофолии.

53. Такое же число - 46 - мы имеем, если возьмем вариант, что Иоас взошел на престол в 7-й год Гофолии, а был убит в 39-й год правления, как, например, предлагает нам источник 4-й книги царств:

(13, 10): В 37-й год правления Иоаса, царя Иудеи, на трон Израиля вступил Иоас.

(14, 1): Во 2-й год правления Иоаса, царя Израиля, на трон Иудеи вступил Амасия.

Отсюда получается:

37-й год Иоаса, царя Иудеи = «0»-й (год вступления на трон) Иоаса, царя Израиля.

38-й год Иоаса, царя Иудеи = 1-й год Иоаса, царя Израиля.

39-й год Иоаса царя Иудеи. В этот год на трон Иудеи вступил Амасия. = 2-й год Иоаса, царя Израиля.

Таким образом, по варианту 4 книги царств мы имеем:

Гофолия правила 7 лет,

Иоас правил 39 лет,

Итого, вместе они правили 46 лет. То есть для правления Гофолии и Иоаса при любом варианте получается 46 лет их совместного правления.

Озия.

Взошел на престол в 12 лет. Жил 68 лет. Правил 52 года. В количестве лет правления Озии источники на редкость единодушны: Озия правил 52 года.

Совсем иное дело с Амасией. Источники путаются в количестве его лет правления. Ему дают от 9 до 49 лет правления.

Таким образом, Озия, из выше сказанного получается, что вся проблема в хронологии правления Амасии.

И связано это, с нашей точки зрения, со следующим: биография Амасии, приведенная в Библии, отредактирована составителем 4-й книги царств – сторонника бога Яхве - с конкретной целью. Ему надо было показать царя положительного и царя отрицательного. Для этого составитель избрал двух царей Иудеи - Езекию и Амасию. Почему составитель выбрал именно этих двух царей наглядно видно из нижеприведенной таблицы.

 

               Амасия

(1, 4 царств, 14, 1-29; 2 хроник, 25, 1-28)

              Езекия

(1, 4 царств, 18, 1-37; 19, 1-37; 20, 1-12; 1 хроник, 4, 41; 2 хроник, 29, 1-32; 30, 24-30; 32, 31; Исайя, 36, 1-23; 37, 1-38; 38, 1-22; 39, 1-8; Сирах, 48, 19-24)

Отступил от бога Яхве. Начал поклоняться богам амаликитян.

Убрал медного змея Нехуштана, которому поклонялись иудеи. Разрушил чужие культы. Восстановил культ Яхве. Сделал культ Яхве единственным в стране.

Разорвал дружбу с израильтянами.

Пригласил израильтян на праздник Яхве.

При нем Иерусалим был разграблен израильтянами.

Отстоял Иерусалим от грозных ассирийцев.

Разорил амалекитян. Разорил Едом.

Перебил амалекитян у горы Сеир (в Едоме).

Разорил филистимлян Гавафона.

Поразил филистимлян до Газы.

Умер Иоас. Амасия жил после смерти Иоаса еще 15 лет.

Тяжело болел Езекия. Узнав о его болезни, царь Вавилона Меродах Баладан (Мардук-апла-иддин) прислал письмо и послов. Езеия выздоровел и еще 15 лет после этого жил.

Сел на трон в 25 лет. Был убит представителями восставших иерусалимцев, прожив 54 года.

Сел на трон в 25 лет. Умер, окруженный всеобщей любовью, почетом и славой, в возрасте 54 года

Правил 29 лет.

Правил 29 лет.

 

Из таблицы видно, что при той скудости информации, что мы вообще имеем о деятельности царей Иудеи, Амасия, как никто более, подходил, как отрицательный персонаж и антипод положительного Езекии.

Разумеется, когда составитель избрал Амасию в противовес Езекии, ему пришлось отредактировать биографию отрицательного персонажа, чтобы усилить воздействие примера для верующих.

Что же добавил от себя составитель?

А добавил он количество лет правления Амасии. Амасия всем подходил, но правил гораздо меньше, чем Езекия. Для религиозно-нравственной литературы сходство биографий желательно было полным. А потому, Амасия стал править 29 лет и был убит в 54 года. Для этого же появилась загадочная фраза, что после смерти Иоаса Амасия жил еще 15 лет (1, 4 царств, 14, 17; 2 хроник, 25, 25). Когда источник сообщал, что после тяжелой болезни, Езекия прожил еще 15 лет – это понятно и естественно. Смотрите, как он болел, но благодаря Богу и своей верности Яхве, еще 15 лет нормальной и здоровой жизни получил. А фраза 15 лет жизни, после смерти соседнего царя, даже если сосед разграбил твою столицу, совершенно не понятна (тем более, что в таком контексте она единственная на всю историю, как Иудеи, так и Израиля).

Если же мы рассмотрим хронологию, даваемую составителем 4 книги царств, то обнаружим, что данная фраза не только лишняя, но и не соответствует предложенной составителем хронологической схеме.

Согласно 4-й книги царств:

В 15-й год Амасии, царя Иудеи. На трон Израиля вступил Иеровоам.

То есть, Иоас, царь Израиля умер в 15-й год правления Амасии.

15+15 = 30. Таким образом, мы получили, что Амасия правил 30 (а не 29) лет, и был убит в свой 30-й год правления.

Но это не единственная ошибка составителя. Редактируя источник, он недостаточно тщательно его проанализировал и не убрал информацию, опровергающую его утверждение о 29 годах правления Амасии.

Согласно 4-й книги царств (1, 4 царств, 14, 23-24; 15, 8):

В 15-й год правления Амасии, царя Иудеи, на трон Израиля вступил царь Иеровоам. Он правил 41 год.

В 38-й год правления Азарии (Озии), царя Иудеи, сына Амасии, на трон Израиля вступил царь Захария, сын Иеровоама.

Отсюда следует, что 41-й год Иеровоама = 38-й Озии, а Амасия умер в 3-й год правления Иеровоама.

15-й год правления Амасии (год вступления на трон Иеровоама) + 3-й год правления Иеровоама (год вступления на трон Озии) = 18 лет.

Таким образом, сам же составитель дает нам количество лет правления Амасии в 18 (никак не в 29!) лет.

О том же свидетельствует и третья ошибка составителя.

Согласно 4 книги царств:

(14, 23): В 15-й год Амасии, царя Иудеи, в Израиле воцарился Иеровоам. Он правил 41 год.

(15, 1): В 27-й год Иеровоама, царя Израиля, в Иудее воцарился Азария (Озия), сын Амасии. Он правил 52 года.

Отсюда имеем:

15-й год правления Амасии = «0»-й (год вступления на трон) Иеровоама.

42 (15+27)-й год правления Амасии. Он же «0»-й (год вступления на трон) Иудеи Азарии = 27-й год Иеровоама.

И таким образом, получаем 42 года правления Амасии.

Тем самым мы получили подтверждения, что фраза о том, что Амасия после смерти Иоаса жил еще 15 лет, вставлена преднамеренно: с одной стороны ею как бы подчеркивалась сходность биографии Амасии с биографией Езекии, с другой читателя или слушателя подводили к мысли, что Амасия правил никак не меньше 29 лет.

Разберемся же, сколько же лет, на самом деле, правил Амасия.

Согласно источникам в 14-й год своего правления Амасия развязал войну против царя Израиля Иоаса. Амасия пошел войной на Израиль, но был разбит Иоасом, царем Израиля, и попал в плен. После чего Иоас занял Иерусалим и разграбил его. Разграбив Иерусалим, Иоас отправился домой, где вскоре умер. Амасию же, перед уходом домой, Иоас отпустил (1, 4 царств, 14, 8-15; 4, с. 491 (9, 9, 3)).

Далее события происходили так:

Библия, 4 царств, 18-20; 2 хроник, 25, 25-28: Заговор против Амасии в Иерусалиме. Амасия бежал в г. Лахис, но заговорщики послали в Лахис и Амасия был убит.

Иосиф Флавий, 9, 9, 3 (4, с. 491 (9, 9, 3)): Иоас, царь Израиля, угрожая пленному Амасии смертью, заставил его уговорить жителей Иерусалима сдать город. Амасия уговорил жителей Иерусалима сдать город израильтянам. Иоас же разграбил сокровищницу храма Яхве, забрал все золото и серебро из дворца и, освободив Амасию, вернулся в Самарию (по другим источникам разграбил и город Иерусалим). Эта беда постигла иерусалимцев на 14-й год правления Амасии, который после этого подвергся преследованиям со стороны своих приближенных и бежал в г. Лахис, и был в нем, пока его не убили присланные заговорщиками люди.

Абу-д-Фарадж Бер-Эбрей (10, p. 22): Иоаш, царь Израиля разбил Амасию и тот бежал в г. Лахиш, и был убит своими рабами, а израильтяне взяли Иерусалим и разграбили его.

То есть все источники привязывают смерть Амасии в Лахисе с событиями в Иерусалиме, в связи с разгромом его войсками Иоаса, царя Израиля.

Даже Библия, где есть вставка, что после смерти Иоаса, царя Израиля, Амасия прожил еще 15 лет, почему-то сразу после ограбления Иерусалима рассказывает о событиях в Лахисе. Никакой другой промежуточной информации она не дает, что свидетельствует о том, что бегство Амасии  в Лахис было вскоре после погрома Иерусалима израильтянами.

Скорее всего, события развивались так.

Когда Амасия вернулся из плена в Иерусалим, против него началось возмущение оставшихся без имущества, вследствие авантюрной политики царя, жрецов и жителей Иерусалима. Амасия решил, что лучше на время волнений и недовольства укрыться в укрепленном Лахисе. Такое поведение царя вызвало возмущение его ближайшего окружения. Окружение составило заговор, и Амасия был убит, а на трон возвели его двенадцатилетнего сына Озию (Азарию).

Попробуем вычислить год смерти Амасии на основании хронологии Ассирии и установленной нами хронологии Иудеи.

112 – 6 (Гофолии) – 40 (Иоаса) – 52 (Озии) = 14

То есть, и из хронологии Ассирии получаем, что Амасия был убит в свой 14-й год правления, а это подтверждает источники, увязывающие смерть Амасии с разграблением Иерусалима войсками Иоаса, царя Израиля.

Таким образом, подтверждается вывод исследователя Нибура (полученный им по другой схеме исследования) о том, что царь Иудеи Амасия правил 14 лет (9, с. 32-33).

Из выше изложенного имеем для царей Иудеи следующую привязку к хронологии Ассирии.

Гофолия вступила на трон в 14-й год Шульмануашареда III (845 г. до н.э.). Правила 6 лет. Убита в 20-й год правления Шульмануашареда  III (839 г. до н.э.).

Иоас вступил на трон в 20-й год правления Шульмануашареда  III (839 г. до н.э.). Правил 40 лет. Убит в 12-й год Адад-нерари III (799 г. до н.э.).

Амасия вступил на трон в 12-й год Адад-нерари III (799 г. до н.э.). Правил 14 лет. Убит в 26-й год Адад-нерари III (785 г. до н.э.).

Озия вступил на трон в 26-й год Адад-нерари III (785 г. до н.э.). Правил 52 года. Умер в 12-й год Тукулти-апал-Эшарры III (733 г. до н.э.).

Таким образом, можно сделать вывод: царь Иудеи Амасия правил 14 лет в 799-785 годах до н.э.

 

Литература.

 

1. Библия (любое издание).

2. Бируни. Памятники минувших поколений. М., Наука, гл. ред. вост. лит-ры, 1962.

3. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асолика по прозвищу (Асох’ик). М., 1864.

4. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск, «Беларусь», т.1, 1994.

5. Albright W. F., The Chronology of the Divided Monarchy of Israel // Bulletin of the American Schools of Oriental Reserch, №100, 1945, p. 16-22.

6. Ebied R.Y. and Wickham L.R. AL-YA’KUB’S Account of the Israelite prophets and kings //  Journal of Near Eastern studies, Chicago, v.29, 1970, №2, p. 80-98. 

7. Evsebi.Chronicorum libri dvo (Alfred Shoene), vol.1, Appendix, Berolini, 1875.

8. Meer, van der, J., The chronology of Ancient Western Asia and Egypt. Leiden, 1955.

9. Niebur C. Die Chronologie der geschiche Israel, Aegyptens, Babyloniens und Asszriens von 2000 – 700 v. Chr., Leipzig, 1896.  

10. The chronography of Gregory Abu’l Faraj Bar Hebraeus (by E.A. Walles Budge). Amsterdam, 1976 (Reprinted 1932, London).

11. Thiele F.R. The chronology of Kings of Juda and Israel // Journal of Near Eastern studies, Chicago, v. 4, 1944, №3, p. 137-186.     

 

Summaru.

In the article “About the quantity years Amasia’s government – the king of  Judah“ showed that the composers of the Bible had used Ammasy  like an image of negative king , in a counterbalance of  Hezekhia had been a good king and , so,  had arrogated to him the extra years of  administer. According to the Bible composers  Ammasy had managed during 29 years as much, how many Hezekhia had ruled. Ammasy, really,  had ruled for 14 years long. The last argument is in this article.

                                                                     

Общий список